Церемония награждения лауреатов ТЭФИ-2007, показанная ночью с пятницы на субботу, – ценный документ эпохи «развитого телевидения». Мы были свидетелями триумфального шествия лицензионного «развлекалова», тотального доминирования телекорпораций с миллиардными бюджетами, торжества гламура, победы «города» над «деревней» и признания заслуг «лично Константина Львовича»... Впрочем, смешного мало. Изначально, ещё на стадии отбора номинантов, были практически отсечены все региональные телекомпании. Есть много программ и фильмов, которые могли бы успешно соперничать с лауреатами, но они не прошли. То есть главная работа по захвату бронзовых статуэток мучающегося без сердца Орфея была осуществлена заранее. Дошло до конфуза: в одной из номинаций все три претендента (!) были представлены одним (понятно каким) каналом. Зато на вручении была полная открытость. Голосовала в каждом разделе всякий раз выбранная компьютером случайная группа из 21 академика. Из числа тех, кто зарегистрировался на церемонии. Сколько присутствовало в зале из 284 членов этого кабаре-хора «Академия ТЭФИ», не известно. Среди тех, кто пришёл, доминировали руководители, режиссёры и продюсеры Первого канала – Константин Эрнст привёл с собой практически всех академиков-подчинённых. Голосовали они дисциплинированно, корпоративно, за своих. Канал «Россия», как мог, следовал этому примеру. Мнения других уже были несущественны. Но были и «сбои» – тогда побеждали сильнейшие. Рад за телекомпанию «Цивилизация» и канал «Культура», за награждённые документальные фильмы, посвящённые писателям и музыкантам. Приятно, что «Вокзал мечты» победил не имеющую никакого отношения к настоящей музыке программу «Жизнь прекрасна», рад за «Сто вопросов взрослому» ТВ Центра. Не так я рад за очередную победу Н. Сванидзе с его фильмом «1957 год. Ив Монтан против Никиты Хрущёва». Это далеко не первая попытка «огламуривания» нашей трагической истории. Почему не попал в номинацию фильм ТВ Центра на близкую тему «Сергей Хрущёв. Отвечаю за отца»? Там об эпохе говорили не теле-, а настоящие историки, приводили документы, свидетельствующие о том, что главный разоблачитель репрессий, «дорогой Никита Сергеевич», был, оказывается, самым активным энтузиастом чисток 37-го, таким кровожадным, что Политбюро даже вынуждено было существенно уменьшать его «проскрипционные списки» по Москве. Там многое приводилось из того, что Николай Карлович, наверное, знает. Но не рассказывает, потому что правда сломает концепцию всей его предыдущей телеисторической деятельности. Победа в трёх номинациях сериала «Ленинград», на мой взгляд, симптом вырождения ТЭФИ. В этой совместной британо-российской вампуке Мира Сорвино, жестоко голодая, спасает умирающих, сохраняя в голливудской первозданности свои прелестные золотые локоны. У нас в стране потрясающий опыт военного кино: от Райзмана, Бондарчука и Озерова до Тарковского, Арановича и Германа. Но, похоже, наше телевидение о нём даже не вспоминает. Сама церемония больше походила на корпоративный конкурс крупных компаний-производителей, к примеру, напитков, в котором победила не родниковая вода, не минеральная, не натуральные соки, а... фанта. Жёлтая и пенистая, произведённая по лицензии и захватившая рынок.
Страницу подготовил