Полюбить самого себя – вот начало романа, который продлится всю жизнь…
Оскар Уайльд.
Телевизионщики телевизор не смотрят. Почему? Противно. Более того, создатели телепродукта часто презирают себя и своих коллег, которые из-за денег (проклятый рейтинг!) опускаются до откровенной пошлятины и аморалки. Телебизнес запутался в миллиардах, заработанных на украденном у зрителей времени. Культ личности, развенчиваемый регулярно, сменился культом денег – личностей на экране нет либо они тонут в жирном гламурно-криминальном вареве. Говорят, что показывают то, чего хочет публика. Публика в ответ ещё более дичает. Ещё более звереют телеканальи. Ксения Собчак заявляет, что Россия – страна генетического отребья; «ящик», эксплуатируя им же навязанный интерес публики к уголовке, последние недели напряжённо следит за самочувствием вора в законе… В связи с этим сообщество телезвёзд, собравшихся в Михайловском театре, хочется назвать «сообщак»…
Как они себя любят, как самодовольны, как счастливо лоснятся!.. Как-то Константина Эрнста удачно сравнили с Оскаром Уайльдом (автор сравнения – давний критик Первого канала Владимир Семаго). Да, внешне очень стал похож наш Львович на великого английского парадоксалиста. Но можно, оттолкнувшись от внешнего сходства, пойти дальше: наше телесообщество – коллективный Дориан Грей. Внешне красив и ярок, но истинное лицо, душа, подноготная – чёрные, порочные, смрадные, и чем дальше, тем больше…
Теперь о некоторых скандальных итогах ТЭФИ-2010. Триумф солнечных пофигистов Первого канала («Прожекторперисхилтон», «Большая разница») был омрачён тем, что статуэтку без сердца не получила Валерия Гай Германика. Девушка рыдала, грязно матерясь и понося Кравчука с его «Адмиралом». Она, конечно, слишком инфантильна для ТЭФИ, премию за неё получили продюсеры, которым удалось найти режиссёра (её) для скандального, рейтингового хоум-видео («Школа»), которое растянули аж на 69 серий. Художественности и драматизма в них несравненно меньше, чем в аналогичных по теме советских фильмах: «Доживём до понедельника» и «Чучело». Победили циничные продюсеры, потому что им удалось задорого впарить зрителю очень дешёвый с точки зрения производства и с небольшим сроком годности товар. Какой моральный урон нанесла «Школа» России, трудно посчитать: школьники стали снимать на видео не только свои драки, но и то, как они избивают учительницу; ободрённая «ящиком», растёт подростковая преступность, а министр Фурсенко, отняв у учительниц воспитательную функцию, сделав их продавщицами образовательных услуг, наметил дальнейшее движение в рынок нашего когда-то лучшего в мире, а теперь всё более среднего образования.
Аж шесть «Оскаров» с вырванным сердцем получили информационно-аналитические программы канала РЕН, которому позволено говорить то, что не позволено другим (они этим героически и пользуются, едко, ехидно, но скучновато, без огонька). Телесообщество, завоевав полную свободу в неполитической сфере, награждая РЕН, требует теперь прекращения «кровавого путинского прижима» и в политической. Осмелились, рвутся в бой, вперёд, в благословенные 90-е, в эпоху последнего прибежища негодяев…
Ещё один скандал ТЭФИ-2010 – вместо выдающегося «Зворыкина-Муромца» бессердечную статуэтку получил неприметный документальный фильм «Массовка». Зрителей опять не спросили. «Массовку», рассказывающую о подноготной телешоу с жалкими людьми, хлопающими за деньги телезвёздам от Малахова до Жванецкого, мало кто видел, общественная ценность фильма невелика, почему он? Здесь напрашивается мистическая конспирология. Парфёнову как будто строго указано: «Что это вы, Леонид Геннадьевич, о полёте духа, о гениальном русском изобретателе, о любви к родине? Нет, за это у нас не награждают, будьте любезны что-нибудь про свинцовые мерзости, про Россию – либо плохо, либо ничего».
Лучшим актёром в той же парадигме назван не Александр Михайлов («Разжалованный»), а Макс Аверин («Глухарь») – ах, как победно блистали его лысина и глаза, как он неподдельно самовлюблённо радовался, как он был непохож на своего героя… Конечно, много в разделах и «Лица», и «Профессии» было весьма достойных и фильмов, и персон, удивило, правда, что Владимир Познер остался без очередной статуэтки, всё шло на церемонии как всегда, в жанре отвязной ироничной торжественности… Но телепраздник неожиданно взорвал Олег Дорман (режиссёр фильма «Подстрочник», о котором мы с энтузиазмом писали, призывая продюсеров продолжить проект с рассказами о времени и о себе ровесников Лилианны Лунгиной, которые ещё живы и могут существенно дополнить автобиографию военного поколения). Дорман не просто отказался от бронзовой раскоряки, но и мотивировал свой отказ, выходя на обобщения, на которые представители либерального круга ранее не решались:
«Среди членов академии, её жюри, учредителей и так далее – люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет. (Полагаю, проблема не только в тех, кто 11 лет не пускал в эфир «Подстрочник», и не в последних 10 годах, на которые с прозрачным политическим намёком указывает режиссёр, а в первопричине: начавшейся 20 лет назад тотальной коммерциализации ТВ, освобождении от какого-либо общественного контроля, всё увеличивающемся разрыве между ящиком и народом… – А.К.).
Кто-то сеет и печёт для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке.
На людях образованных, думающих лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности.
Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу».
Разве не о том же давно и много писала «ЛГ»? В зачитанном со сцены письме Олега Дормана фактически звучит приговор бессмысленной ярмарке тщеславия с вручением давно потерявших изначальную ценность статуэток и всему бессовестному сообщаку нашего ТВ.