Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 февраля 2023 г.
Литература Колумнисты

Текст как рутина

03 февраля 2023

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтический венок в её честь из произведений девятнадцати современных авторов. Но я не о Цветаевой, работа над венком навела на иные размышления.

Мы пригласили присоединиться к проекту несколько десятков поэтов. Но многие не сговариваясь отказались под одинаковым предлогом: я писал(а) стихи в честь Марины Ивановны/«под Марину Ивановну» в молодости, теперь их несерьёзно показывать людям. Были ли то отговорки, авторское кокетство или повышенная ответственность поэтов за своё слово? Вопрос не праздный. Казалось бы, какая разница, сколько тебе было лет, когда ты написал стихотворение, – хороший текст вечно актуален?..

Я знакома с периферийным поэтом, который читает на вечерах и встречах один и тот же текст уже тридцать лет. Это философствование лирического героя о том, кто он в этом мире. И в нём звучит конкретное указание на возраст, когда герой впервые задумался. Первоначально строчка звучала «двадцать с лишним». Потом изменилась на «скоро тридцать». Сейчас автору почти шестьдесят, и «скоро тридцать» с душевными метаниями, свойственными юности, производят трагикомический эффект. Поэтому правильно поступили поэты, не захотевшие обнародовать свои давние посвящения Цветаевой. Может быть, они давно пишут другим слогом, а может, и отношение к Марине Ивановне изменили. Это естественнее, чем тридцать лет подряд декламировать «скоро тридцать».

Дело в том, что в разные периоды своей жизни мы по-разному оцениваем то, что у нас «получилось». Мерка, с которой люди подходят к одному и тому же тексту в юности и зрелости, меняется от примитивного отвеса до логарифмической линейки. Конечно, в тех случаях, когда автор способен расти – пересматривать написанное, подниматься над собой прежним и открывать новые горизонты.

Поэты – частный случай единой тенденции. В любом литературном жанре (искусстве вообще) существует опасность превращения творчества в рутину, фигурирования в раз и навсегда установленных рамках. Неизвестно, что хуже – вообще ничего не писать или создавать якобы новое, но по факту старое. И если «кухня» писателя не дело критика, то её плоды – точно наша задача. Для критика очень огорчительно, если автор, даже симпатичный ему, начинает повторяться.

Возьмём для примера «форматную» прозу. С одной стороны, внутри «жанра» все ходы коммерчески изучены и зафиксированы. С другой стороны, даже авторы этой категории часто переходят на иной язык: Александра Маринина развивает бытийственную философию, Елена Михалкова пишет прелестные рассказы про животный мир под псевдонимом Эйлин О'Коннор. Детективный дуэт Анны и Сергея Литвиновых уже совершил несколько сольных опытов. О сборнике рассказов Сергея Литвинова «Смерть отменяется» как об удачной попытке освоить территорию «альтернативной истории» было в «ЛГ» (№ 6 за 2022 год). Не все попытки писателей «сменить имидж» мне как критику нравятся, но я их в любом случае приветствую. Текст как рутина – страшнее.

А не так давно в связи с юбилеем издательства «Молодая гвардия» его замдиректора Роман Косыгин поделился ближайшими планами и в том числе назвал биографию Анастаса Микояна в серии «ЖЗЛ», которую написал Андрей Рубанов, в последнее время в основном фантаст и автор остросюжетных киносценариев. Вот это переход так переход!..

Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS