Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Телеболь

01 января 2007

Фраза, написанная Михаилом Булгаковым чуть ли не сто лет назад, даёт ответ на многие жгучие вопросы современности. Рухнуло царство, казавшееся незыблемым и вечным. Если древние римляне взирали на крушение своей империи, заламывая руки и утопая в крови «потешных зрелищ» на аренах всевозможных Колизеев, то теперь технический прогресс сделал возможным утолять самые низменные человеческие инстинкты, не двигаясь с места. Пульт дистанционного управления в руках телезрителя играет ту же самую роль, что опущенный или поднятый вверх палец у римского плебса.
Вы заметили, как часто на экране мелькают долларовые бумажки? В виде содержимого каких-то сейфов, кейсов, ящиков письменного стола, бумажников. В пачках и россыпью, фоном и основным персонажем. Не удивлюсь, если пресловутый 25-й кадр опять востребован и является тем же самым изображением Доллара Всемогущего. Не удивлюсь, но вспомню… того же Михаила Булгакова, который очень точно описал и массовую истерию вокруг денежных знаков, и довольно печальный финал этой истерии.
Александр УМЯРОВ«О, как я угадал! О, как я всё угадал!» – мог бы воскликнуть Михаил Афанасьевич. Нет, ни в одной анфиладе зеркал не могло ему явиться зрелище, предлагаемое нынешним российским телевидением. Впрочем, российским его можно называть с натяжкой. Оно чуждо менталитету, нравственным устоям и вековым традициям россиян. В прямом смысле чужой голос у развлекательных телевизионных программ, бесконечных «мыльных опер». Все эти «Братья», «Сёстры», «Менты» – ремейки голливудских лент, не говоря уже о лицензионных телепрограммах – скандальном «За стеклом», дебильных «Моя семья», «О, счастливчик», «Кто хочет стать миллионером?».
«Вестернизация» российской телепродукции – одно из проявлений духовного кризиса общества. В этом контексте показательно высказывание американского социолога Р. Стила: «Мы построили культуру, базирующуюся на массовых развлечениях и массовом самоудовлетворении... Культурные сигналы передаются через Голливуд и Макдоналдс по всему миру – и они подрывают основы других обществ. В отличие от обычных завоевателей мы не удовлетворяемся подчинением прочих: мы настаиваем на том, чтобы нас имитировали».
С концом холодной войны, казалось, должны были исчезнуть фильмы, разоблачающие «руку Москвы». Увы, никуда они не делись. Один из ведущих в Москве телеканалов в субботний прайм-тайм показал американский фильм «Беспредел», где только героический агент ЦРУ спасает катящуюся в пропасть мафиозных разборок и угрозы мировой ядерной войны Россию, а заодно спасает от пули киллера безвольного российского президента и предотвращает взрыв Кремля. Наша пресса с гордостью писала о том, что культовый киноактёр Владимир Машков снялся в кассовом голливудском триллере. Но играет-то «культовый актёр» русского солдата-«отморозка», традиционного «злого Ивана». Такие вот «культурные сигналы» получают россияне от Макдоналдса.
В процессе «вестернизации» у российской молодёжной телеаудитории формируются ценностные установки в соответствии с западными стандартами, причём наихудшими. Особенно этим грешит реклама, которая создаёт образец для подражания: молодая особь на роликовых коньках носится по необъятным просторам страны, выпивая декалитры пива, непрестанно жуя, меняя мобильные телефоны и спутников жизни.
Хорошим манерам наших поп-див и поп-звёзд никто не обучал (да и откуда учителей-то взять, если всех мало-мальски интеллигентных людей давным-давно разогнали как не «вписавшихся в формат»). Ведущая одной из передач, всерьёз претендующая на некую избранность и даже элитность, может недрогнувшим голосом сказать своей коллеге прямо в эфире:
– Ну и сволочь же вы!
И коллега, претендующая не только на избранность, элитность, но и на глубокие дворянские корни, самодовольно отвечает:
– Да, я такая.
Это – школа, «Школа злословия». Но, боже мой, неужели россиян нужно этому учить? Тут мы с рождения настолько щедро оделены природой, что русская нецензурная речь по праву считается одной из самых разнообразных и витиеватых в мире. Тут мы уж точно «впереди планеты всей». Ну и успокоились бы. Но ведь глисты тщеславия жрут немилосердно. Очень хочется переплюнуть конкурентов с другого канала чем-нибудь эдаким. И переплёвывают, да так, что и телевизор уже включать страшновато. Можно нарваться на передачу под интригующим названием «Сука любовь», которую ведёт дама… то есть ставший дамой мужчина. Не круто? Тогда – залп передач о всевозможных калеках: карликах, безруких, четырёхглазых, волосатых, живущих в картонных коробках, выступающих в варьете, демонстрирующих своё несчастье всем и каждому. Зачем? Помочь этим несчастным при всём желании невозможно: во-первых, такое не лечится, во-вторых, никаких координат никто давать не собирается, но при чём тут телевизионная развлекательная (!) программа?
Повседневная жизнь обычных людей мало кого волнует, кроме них самих. Они не нужны тем, у кого дети учатся в платном лицее или вообще за границей, кто своё здоровье доверяет исключительно платной медицине, а вовсе не государственной. Тем, кому и пенсия-то не нужна, поскольку денег хватит даже внукам. Грустно, но именно такие люди стоят у руля ТВ. Они, как когда-то французская императрица Мария-Антуанетта, искренне не понимают, почему люди не едят пирожных, если у них нет хлеба. Не понимают, зачем нужны государственные образование, здравоохранение, жильё, нормальные зарплаты, достойные пенсии. Не понимают, зачем нужно показывать по телевизору что-то умное, если для полноценного отдыха уже созданы гольф-клубы и прочие заведения. Социологи выявили недавно целый класс молодых россиян, которых Россия… не интересует. Они утверждают, что живут в глобальном мире, а место нынешнего обитания – это частность.
С помощью современных СМИ можно заставить общество поверить во всё что угодно. Свободным, незашоренным, насквозь демократичным американцам незаметно и элегантно внедрили легенду о существовании ядерного оружия у главы Ирака. Во что это вылилось – спросите у тех же американцев, который год теряющих своих солдат в этой богатой нефтью стране. Вот почему я инстинктивно настораживаюсь, когда начинается очередная массовая информационная истерия всё равно на какой предмет: по поводу очередного ареста очередного мэра или развода Абрамовича. Меня крайне мало волнует и то, и другое, зато тревожит вопрос, ради чего меня заставляют волноваться по этому поводу.
Почему недели не проходит без сюжета (а то и нескольких) о трудной доле «жриц любви» и сутенёров? Почему так истерично педалируется тема «псевдородственников» эстрадных звёзд и артистов кино? Почему телеруководители так полюбили сюжеты об умирающих в нищете и забросе бывших кумиров публики? И в какой стране мы, чёрт побери, живём, исправно платя за это удовольствие налоги?
Страшно жить, когда падают царства… 

Светлана БЕСТУЖЕВА-ЛАДА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS