Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2023 г.
Культура Телеведение

Тем временем на Востоке

Кинематограф Поднебесной догоняет Голливуд

31 марта 2023
Кадр из фильма «Лунный человек»

В последнее десятилетие китайская кинофантастика делает неожиданный и внушительный рывок вперёд. Из небытия до серьёзной заявки на будущую конкуренцию с нынешним монополистом на высокобюджетное кино. Не в этом и не в следующем году, но рано или поздно Голливуд будет вынужден потесниться на кинематографическом олимпе зрелищного кино и вступить в конкуренцию с китайскими кинокомпаниями, набирающими опыт в сверхтяжёлом бюджетном весе от 100 миллионов долларов и выше.

Уже не первый год китайские фильмы демонстрируют солидные сборы на внутреннем рынке, уже к середине десятых годов регулярно показывая новые и новые кассовые рекорды. Типичное высокобюджетное кино Китая – это сказочное фэнтези, комедии и военно-патриотические фильмы, но с недавних пор в Китае начинают снимать и дорогую научную фантастику, а первым серьёзным проектом в этой области стал фильм «Блуждающая земля» по роману китайского писателя-фантаста Лю Цысиня, с чьим именем очень часто ассоциируют китайскую новую волну в научной фантастике. Картина о том, как человечество отправилось в путь к другой звезде, используя нашу планету как гигантский космический корабль, собрала в прокате без малого 700 миллионов долларов. Не менее успешно стартовало в январе и продолжение «Блуждающей земли», которое в апреле появится в российском прокате.

На этом китайская кинофантастика не остановилась, и осенью прошлого года в прокат вышел новый масштабный проект, в некотором роде нетипичный для большого китайского кино. В отличие от прочих фильмов с солидным бюджетом, преимущественно фантастических или военно-приключенческих, на передний план в «Лунном человеке» выходит личность, а не коллектив. Забытые на лунной базе астронавт Дугуе и кенгуру, отправленный туда для неизвестного эксперимента, проявляя находчивость, изобретательность и силу воли, пытаются вернуться на Землю, пережившую сокрушительный удар астероида. Бодрый сюжет, хороший юмор, в целом качественная техническая работа, и режиссёр Чжан Чиюй собирает весьма неплохую кассу, даже по голливудским меркам, – 450 миллионов долларов.

При этом многое в фильме можно отнести к западному влиянию. Легко прослеживаются следы «Марсианина», недавней трагикомедии «Не смотрите наверх», да и «Армагеддон» Майкла Бэя достаточно очевиден. Но вместе с тем очевидно, что это именно влияние и сатирическое цитирование, а не калька с Голливуда. Главное отличие китайской картины от аналогичных западных фильмов в том, что даже с учётом апокалиптических событий она оптимистична. Сама история того, как космонавт стремится вернуться на разрушенную Землю, чтобы влиться в остатки человечества, сражающегося за выживание, гораздо ближе к советской фантастике. Результатом синтеза голливудских сюжетов, советской, даже, наверное, коммунистической научно-фантастической идеи и китайской кинематографии стал фильм, ярко демонстрирующий высокий потенциал китайского массового развлекательного кино.

Китайское крупнобюджетное кино пока проигрывает голливудскому. Во-первых, это очень локальное кино, снимающееся в первую очередь для внутреннего рынка. Во-вторых, качество спецэффектов и CGI по-прежнему заметно уступает западной школе, но китайцы прилагают немало усилий, энергично сокращая разрыв, с нуля выстраивая полноценную киноиндустрию. И в-третьих, китайские кинокомпании не имеют развитой системы мировой дистрибуции своего кино. Они бы и рады его продать, но, с одной стороны, крупные сети кинотеатров осторожно относятся к такой экзотике, а с другой – никто не хочет пускать на свой рынок ещё одного потенциально сильного игрока, способного съесть существенную часть кассы.

Стоит ли ждать экспансии китайского крупнобюджетного кино? Это вполне возможно. Если качество фильмов продолжит расти и нагонит Голливуд и если Китай сможет в итоге продавить себе путь на крупные зарубежные кинорынки, тогда, вполне вероятно, начнётся новая эпоха в мире кино. Но уже сейчас внутренний рынок обеспечивает китайские студии сборами, необходимыми для финального рывка на мировой рынок.

Тэги: Фильм Кинофантастика
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS