В последнее десятилетие китайская кинофантастика делает неожиданный и внушительный рывок вперёд. Из небытия до серьёзной заявки на будущую конкуренцию с нынешним монополистом на высокобюджетное кино. Не в этом и не в следующем году, но рано или поздно Голливуд будет вынужден потесниться на кинематографическом олимпе зрелищного кино и вступить в конкуренцию с китайскими кинокомпаниями, набирающими опыт в сверхтяжёлом бюджетном весе от 100 миллионов долларов и выше.
Уже не первый год китайские фильмы демонстрируют солидные сборы на внутреннем рынке, уже к середине десятых годов регулярно показывая новые и новые кассовые рекорды. Типичное высокобюджетное кино Китая – это сказочное фэнтези, комедии и военно-патриотические фильмы, но с недавних пор в Китае начинают снимать и дорогую научную фантастику, а первым серьёзным проектом в этой области стал фильм «Блуждающая земля» по роману китайского писателя-фантаста Лю Цысиня, с чьим именем очень часто ассоциируют китайскую новую волну в научной фантастике. Картина о том, как человечество отправилось в путь к другой звезде, используя нашу планету как гигантский космический корабль, собрала в прокате без малого 700 миллионов долларов. Не менее успешно стартовало в январе и продолжение «Блуждающей земли», которое в апреле появится в российском прокате.
На этом китайская кинофантастика не остановилась, и осенью прошлого года в прокат вышел новый масштабный проект, в некотором роде нетипичный для большого китайского кино. В отличие от прочих фильмов с солидным бюджетом, преимущественно фантастических или военно-приключенческих, на передний план в «Лунном человеке» выходит личность, а не коллектив. Забытые на лунной базе астронавт Дугуе и кенгуру, отправленный туда для неизвестного эксперимента, проявляя находчивость, изобретательность и силу воли, пытаются вернуться на Землю, пережившую сокрушительный удар астероида. Бодрый сюжет, хороший юмор, в целом качественная техническая работа, и режиссёр Чжан Чиюй собирает весьма неплохую кассу, даже по голливудским меркам, – 450 миллионов долларов.
При этом многое в фильме можно отнести к западному влиянию. Легко прослеживаются следы «Марсианина», недавней трагикомедии «Не смотрите наверх», да и «Армагеддон» Майкла Бэя достаточно очевиден. Но вместе с тем очевидно, что это именно влияние и сатирическое цитирование, а не калька с Голливуда. Главное отличие китайской картины от аналогичных западных фильмов в том, что даже с учётом апокалиптических событий она оптимистична. Сама история того, как космонавт стремится вернуться на разрушенную Землю, чтобы влиться в остатки человечества, сражающегося за выживание, гораздо ближе к советской фантастике. Результатом синтеза голливудских сюжетов, советской, даже, наверное, коммунистической научно-фантастической идеи и китайской кинематографии стал фильм, ярко демонстрирующий высокий потенциал китайского массового развлекательного кино.
Китайское крупнобюджетное кино пока проигрывает голливудскому. Во-первых, это очень локальное кино, снимающееся в первую очередь для внутреннего рынка. Во-вторых, качество спецэффектов и CGI по-прежнему заметно уступает западной школе, но китайцы прилагают немало усилий, энергично сокращая разрыв, с нуля выстраивая полноценную киноиндустрию. И в-третьих, китайские кинокомпании не имеют развитой системы мировой дистрибуции своего кино. Они бы и рады его продать, но, с одной стороны, крупные сети кинотеатров осторожно относятся к такой экзотике, а с другой – никто не хочет пускать на свой рынок ещё одного потенциально сильного игрока, способного съесть существенную часть кассы.
Стоит ли ждать экспансии китайского крупнобюджетного кино? Это вполне возможно. Если качество фильмов продолжит расти и нагонит Голливуд и если Китай сможет в итоге продавить себе путь на крупные зарубежные кинорынки, тогда, вполне вероятно, начнётся новая эпоха в мире кино. Но уже сейчас внутренний рынок обеспечивает китайские студии сборами, необходимыми для финального рывка на мировой рынок.