Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Темно иль ничтожно?

01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

Продолжаем разговор о произведениях, вошедших в шорт-лист

Лев ПИРОГОВ

Бориса Евсеева все хвалят на один лад. Лев Аннинский: «Энергия у Евсеева – внутри фразы, в её тактильности, вкусности, плотности». Павел Басинский: «Мне по душе рассказы Евсеева. Их прочитать полезно уже для того, чтобы лексикон свой прочистить. Вспомнить, как истинно звучат и пахнут русские слова». Переводчица Ханнелоре Умбрайт: «Особый взгляд на призвание литературы и значимость языка»…

Помилуйте. Хвалить писателя «за язык» – это всё равно что сказать женщине: «У тебя красивые глаза». А как же остальное, позвольте?

Лично на меня новая книга Евсеева «Лавка нищих. Русские каприччо» произвела огромное впечатление. Окунула в лучезарную пединститутскую молодость, прямо в пекло второго курса. Я тогда как раз спознался с образованными людьми, они научили меня курить, цокать языком на репродукции Хокусая и находить вкус в нескончаемых, как ожидание под дверью зубного врача, романах Пруста. «Рядом с этой сокровищницей мысли делаешься чище, духовно растёшь», как говаривал Васисуалий Лоханкин. Именно с тех пор у меня сложилось (несколько, надеюсь, превратное) мнение о модернизме как о литературе для юношества.

Для тех, кто если и не «растёт», то ощущает, что есть куда.

Юношей питает не опыт, но пытливость, а смысл модернистских произведений так глубоко зарыт, что в его отсутствие невозможно поверить. Докопавшись до понимания, испытываешь законную гордость человека, совершившего большую работу, невольно подтягиваешь мнение о прочитанном до масштабов своего подвига. «Есть речи – значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно»…

Приступая к Евсееву, надо помнить, что письмо у него не просто «красивое», но ещё и «феноменологическое» (то есть обретающее смысл в процессе своего становления: не пишу, что думаю, а то и думаю, что пишу). Что «содержанием литературного высказывания является его форма». Что в литературе «красиво» значит «умно». Мне почему-то кажется, что эти формулы обслуживают пубертатный период – когда говорить уже можется, а думать ещё нет. А доживают до зрелых лет по той причине, что писать у большинства писателей выходит легче, чем жить. Соединять слова – это всё равно что передвигать по полу оловянных солдатиков. Солдатики слушаются, жёны и дети – нет. Поэтому у нас «нет романа», хотя немерено романистов.

У Бориса Евсеева репутация продолжателя классической русской литературной традиции. Подозреваю, что его туда назначил критик Павел Басинский. Дескать, мы, реалисты, не только про валенки – мы и на мандолине умеем. (Была у Павла Валерьевича такая мечта: собрать Павлова, Варламова, Евсеева, одеть в тельняшки и сфотографировать: «Русский реализм: полёт нормальный».)

Вроде верно: не о разочарованных офисных работниках Евсеев пишет – о жителях предместий, сирых да убогих, как же не реалист? Но тут мы и наступаем на только что отброшенные за ненадобностью грабли: содержанием литературного высказывания в значительной степени является его форма. Евсеевская манера речи – нарциссическая, старательная – не подпускает своего обладателя к пахнущим казармой и гуталином вечным вопросам: как жить, зачем жить, где взять сто рублей до зарплаты. Удерживает в мамкином плену салонной псевдомногозначительности. Взять заглавный рассказ сборника – «Лавка нищих».

Дома у героя поселяется нищий и губит его. Тема? Вполне. Где-то рядом с нашей протекает другая жизнь; между ними нет надёжных границ: засмотрелся на трещину в асфальте по пути на работу, сделал шаг в сторону и пропал. Милосердие и самосохранение: кто кого? Последние станут первыми или наоборот? Вопросы, вопросы, десять тысяч одних вопросов. Но. Чтобы дать читателю возможность о них задуматься (почувствовать, прожить втуне, отложить на потом), надо совершить над ним «акт реализма»: убрать дистанцию между «я читаю» и «я живу». Грубо ткнуть в обстоятельства: смотри, так бывает, завтра это может произойти с тобой, это УЖЕ твоя проблема. Скажем, нищий тот – твой двоюродный племянник из Кустаная, или ты его машиной случайно сбил, или лучше так: он узбек-гастарбайтер (в Москве их называют «таджиками»), а ты его случайно машиной и теперь позорно боишься мести всемогущей диаспоры. Вот как судьба стучится в дверь, вот как философствует ножом и топором! А что у Евсеева?

Фантазии гимназистки. Какая-то волшебная «лавка», в которой продают людей, какой-то всемирный заговор, не объяснимая никакой наукой «бывшая», пришедшая на помощь в самый подходящий момент, но решительно не знающая при этом, какое делать лицо и что говорить, хиленькая истерика, маскирующая полное отсутствие психологического правдоподобия, потешная граната в конце (почём брал, студент?) и одноклеточная риторика про «страну нищих» на месте какого-никакого итога или морали. Откладываю рассказ в сторону и берусь за журнал «Караван истории», там сегодня «Новые приключения Джигурды».

Это что касалось формы содержания – теперь про содержание формы. Евсеевская манера красиво выражаться ЗАМЕТНА, и это плохо. Говорят, на монтаже фильма «Зеркало» техническая работница, глядя на экран, воскликнула: «Ах, как красиво!..» Тарковский встрепенулся: «Где, где? Вырезать».

Евсеев не стыдится демонстрировать отношение к литературе как к техническому заданию. Местами оно и впрямь очень хорошо выполнено, но местами (как в «подзаголовочном» рассказе «Русское каприччо») провалено с треском: назойливый повторяющийся ритм, будто в детской дразнилке, чередования выдохов и пауз утомительно предсказуемы – лезвие ножа не просунешь, неоткуда живому ростку пробиться, «внутренняя энергия фразы» выдана на-гора с таким усилием, будто не основоположник школы феноменологического письма писал, а гимн... (уже было) абитуриентка Литинститута. (Мало ли какой экзаменатор прочтёт; поэтому националистам сервировано «русских людей обижают», либералам – «про зверства режима», лирикам – «про детство», физикам – «про время». Кучка аккуратных банальностей. Абитуриентке «пять», а для продолжателя традиций до обидного маловато.)

Кстати, и «абитуриентку» при желании можно провалить. В рассказике «Сухолюб» читаем: «Пыля задумался. Облокотился двумя руками о стол». Сразу возникает вопрос: сколько всего рук было у подзащитного? Если облокотился, почему не локтями? Опёрся бы тогда уж…

Лев Толстой тоже был мастак вспугнуть петуха («Пять человек богатых и молодых людей…»), но он-то музыке слов предпочитал либретто, а тут «каприччо». Виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Ай-ай.

Борис Евсеев. Лавка нищих. Русские каприччо. – М.: Время, 2009. – 336 с.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Темно иль ничтожно?

Бориса Евсеева все хвалят на один лад. Лев Аннинский: «Энергия у Евсеева – внутри фразы, в её тактильности, вкусности, плотности». Павел Басинский: «Мне по душе рассказы Евсеева.

2009-08-26 / Лев ПИРОГОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS