Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тень Андерсена

01 января 2007

ТЕЛЕКРИТИКА

Жизнь – короткая командировка, где суточные приходится добывать самому. Об этом думаешь, когда смотришь телепрограммы – одни и те же лица на всех каналах, одни и те же слова, одни и те же мысли. В пятницу мы увидели фильм выдающегося комедиографа Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». 

Андерсен для меня – святая тема. Я написал о нём первый и единственный в России роман «Сын башмачника». Удивительно: каждый готовится к встрече со сказочником всю жизнь, и всякий раз это – новая встреча. Ещё в советские времена Рязанов хотел сделать фильм об Андерсене вместе с Эмилем Брагинским. И мечтали они снять в роли великого сказочника гениального Смоктуновского. Но тогда не удалось… И вот – фильм. Интересен подбор актёров. Андерсен во все времена своей жизни – три лица. Три характеристики сказочника. Первые кадры фильма захватывают, но чем дольше смотришь, тем чаще ловишь себя на мысли, что биография – это одно, а фильм – совсем другое. 

Андерсен любил. Он любил Риборг Войт, он любил Енни Линд. Жизни без любви у него не было, как, например, и у Николая Васильевича Гоголя, который тоже никогда не был женат и не имел своего дома, но любил… Да и нужно ли было так вольно фантазировать на тему интимной жизни величайшего детского писателя? 

На последнем Московском кинофестивале был показан датско-норвежский фильм «Молодой Андерсен», поразивший удивительно точным подходом к теме. Когда сравниваешь рязановскую версию жизни Андерсена и замечательный скандинавский фильм, то поневоле понимаешь, что «Молодой Андерсен» талантливее, глубже, пронзительнее. Жаль, что наше телевидение не озаботилось его приобретением. Главное достоинство рязановского фильма, кроме подбора актёров, – чувство романтизма, которое не покидает лучших сцен – эпизод из детства, где раздевают главного героя, его первые шаги в Копенгагене, знакомство с семьёй Коллинов, которые так много помогали ему на протяжении жизни. Но, но, но… Зачем нужно было показывать нагой мать Андерсена? Зачем сцена из прошлого века, когда фантазия режиссёра неоправданно делает его королём Дании? Вставная новелла, посвящённая сказке «Тень», интересна, своеобразна, но она мешает динамике фильма. Киноиллюстрация к сказке «Свинопас», как мне кажется, вообще неуместна и пошла. 

Своим прекрасным, сложным, разнообразным творчеством Эльдар Рязанов заслужил право на свою интерпретацию биографии гениального сказочника. Отнесёмся к ней с уважением. Но будем помнить – Андерсен был совсем другим. Об этом в том числе свидетельствуют: написанная им автобиография «Сказка моей жизни», его романы, пьесы и стихи.

Обсудить в группе Telegram

Александр Трофимов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS