ТЕЛЕКРИТИКА
Жизнь – короткая командировка, где суточные приходится добывать самому. Об этом думаешь, когда смотришь телепрограммы – одни и те же лица на всех каналах, одни и те же слова, одни и те же мысли. В пятницу мы увидели фильм выдающегося комедиографа Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».
Андерсен для меня – святая тема. Я написал о нём первый и единственный в России роман «Сын башмачника». Удивительно: каждый готовится к встрече со сказочником всю жизнь, и всякий раз это – новая встреча. Ещё в советские времена Рязанов хотел сделать фильм об Андерсене вместе с Эмилем Брагинским. И мечтали они снять в роли великого сказочника гениального Смоктуновского. Но тогда не удалось… И вот – фильм. Интересен подбор актёров. Андерсен во все времена своей жизни – три лица. Три характеристики сказочника. Первые кадры фильма захватывают, но чем дольше смотришь, тем чаще ловишь себя на мысли, что биография – это одно, а фильм – совсем другое.
Андерсен любил. Он любил Риборг Войт, он любил Енни Линд. Жизни без любви у него не было, как, например, и у Николая Васильевича Гоголя, который тоже никогда не был женат и не имел своего дома, но любил… Да и нужно ли было так вольно фантазировать на тему интимной жизни величайшего детского писателя?
На последнем Московском кинофестивале был показан датско-норвежский фильм «Молодой Андерсен», поразивший удивительно точным подходом к теме. Когда сравниваешь рязановскую версию жизни Андерсена и замечательный скандинавский фильм, то поневоле понимаешь, что «Молодой Андерсен» талантливее, глубже, пронзительнее. Жаль, что наше телевидение не озаботилось его приобретением. Главное достоинство рязановского фильма, кроме подбора актёров, – чувство романтизма, которое не покидает лучших сцен – эпизод из детства, где раздевают главного героя, его первые шаги в Копенгагене, знакомство с семьёй Коллинов, которые так много помогали ему на протяжении жизни. Но, но, но… Зачем нужно было показывать нагой мать Андерсена? Зачем сцена из прошлого века, когда фантазия режиссёра неоправданно делает его королём Дании? Вставная новелла, посвящённая сказке «Тень», интересна, своеобразна, но она мешает динамике фильма. Киноиллюстрация к сказке «Свинопас», как мне кажется, вообще неуместна и пошла.
Своим прекрасным, сложным, разнообразным творчеством Эльдар Рязанов заслужил право на свою интерпретацию биографии гениального сказочника. Отнесёмся к ней с уважением. Но будем помнить – Андерсен был совсем другим. Об этом в том числе свидетельствуют: написанная им автобиография «Сказка моей жизни», его романы, пьесы и стихи.