Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тень на «Тень»

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

В Музыкальном театре Владимира Назарова попытались поставить знаменитую сказку

Андрей ХОХЛОВИстории, придуманные Евгением Шварцем (их и сказками-то всерьёз называть не получается – всё как в жизни), впору сравнивать с выдержанным коньяком: тот с годами прибавляет в крепости, они – в актуальности. Так что идею вернуть на подмостки легендарную «Тень», да ещё и сделать её музыкальным спектаклем, можно было бы только приветствовать. Вечным истинам легче найти дорогу к сердцу юного зрителя, если дорогу эту торит для них музыка – яркая, образная, запоминающаяся. Однако драматургия Шварца, строящаяся на аллюзиях, тонких ассоциациях и филигранном юморе, требует высочайшего профессионализма от всех, кто причастен к рождению спектакля, начиная от режиссёра и композитора и заканчивая последним статистом. Увы, заявленную высоту в Музыкальном театре национального искусства п/р Владимира Назарова не взяли.

Музыку к спектаклю написал сам худрук театра. Но ни одним из перечисленных выше качеств она, к сожалению, не обладает. Темы персонажей никак не прослеживаются, и что уж совсем плохо – в спектакле нет ни одного хита, не в вульгарно-попсовом значении, а в исконном, восходящем к английскому «успех»: когда песенка западает в душу настолько, что тебе хочется её напевать даже при полном отсутствии слуха и голоса. Особенно жаль «коронную арию» Юлии Джули, которая хитом должна быть по определению, то бишь по воле самого Шварца, ведь сцена бала – кульминация всей пьесы.

Музыкальной драматургии спектакля не хватает сбалансированности. Первое действие перегружено вокальными номерами, во втором явственно ощущается их дефицит. Одним героям дали напеться вволю, другим не позволили взять ни одной ноты. Музыкальный финал, обязательный для такого спектакля, просто отсутствует. А это, извините, нонсенс. Даже если принять во внимание, что драматург ставит режиссёра в сложное положение: большинство персонажей – отрицательные герои. Что ж, тем интереснее задача перед композитором и поэтом: выдать в двух-трёх куплетах квинтэссенцию спектакля. Увы. Не получилось. Нельзя же считать финалом жалобный дуэт скрипки и кларнета, на которых играют при закрытии занавеса Аннунциата и Учёный. Вот в прологе эта сцена пришлась бы как нельзя более к месту, тем более что Учёный (Филипп Матвеев) и выходит на сцену с кларнетом в руках.

Кстати, в этом спектакле ему единственному только и веришь – его наивности, искренности. Такого и впрямь любая принцесса вокруг пальца обведёт. А между тем Филипп по образованию музыкант, а не драматический актёр, как, впрочем, и большинство его партнёров. Но поверить им – не получается. В Тени (Андрей Глущенко-Молчанов) нет ничего мефистофельского. Ни страха, ни отвращения он не внушает. А должен. У Аннунциаты (Вероника Шабашова) в глазах ни капли любви к Учёному, даже в сцене, где ему вот-вот должны отрубить голову. Принцесса (Полина Кожикова) всё время суетится, из последних сил демонстрируя зрителями свою милую непосредственность, а Юлия Джули (Елена Маланчук) кокетничает и строит глазки с изяществом провинциальной девушки по вызову. На общем фоне неплохо выглядит Цезарь Борджиа (Рачик Оруджев), но выигрывает не за счёт вживания в образ, а за счёт собственного южного темперамента. Весьма колоритен в крошечной роли Палача Камиль Фехретдинов, но чего ради он (или режиссёр) вздумал окрашивать её в явственно «голубые» тона? Спектакль-то всё-таки детский!

И чем пристальней вглядываешься в игру актёров, тем сильнее терзают душу смутные сомнения: где-то я всё это уже видела. Либо ребята по собственной инициативе изучили уже ставшие чуть ли не классикой фильмы, снятые по этой сказке («Тень» Надежды Кошеверовой с Олегом Далем и Мариной Неёловой, снятый в 1971-м, и «Тень, или Может быть всё обойдётся» Михаила Козакова с Константином Райкиным, снятый двадцать лет спустя), либо режиссёры-постановщики Артём Назаров и Алексей Зеленский, работая над спектаклем, держали их, как говорится, в уме. Так что никакого «нового прочтения», как об этом заявлено в аннотации на сайте театра, не получилось.

И напоследок уже не о творческих, а о чисто технических недочётах. Хорошо, что музыка – живая, но плохо, что она нередко заглушает актёров, работающих без микрофонов и не обладающих, к большой печали, сильными, поставленными голосами. На маленькой сцене персонажам явно тесно. Зачем создавать артистам дополнительные проблемы, имея превосходный большой зал? Проходы героев по залу для детского спектакля, в принципе, плюс, но когда они толкаются, спотыкаются и наступают друг другу на ноги в узких и крутых проходах, выглядит это не комично, а жалко.

Будем надеяться, что столь много обещавшая задумка не будет загублена на корню и спектакль ещё «дозреет». Но пока, как это ни грустно, на сцене видна только тень от «Тени».

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS