В Музыкальном театре Владимира Назарова попытались поставить знаменитую сказку
Истории, придуманные Евгением Шварцем (их и сказками-то всерьёз называть не получается – всё как в жизни), впору сравнивать с выдержанным коньяком: тот с годами прибавляет в крепости, они – в актуальности. Так что идею вернуть на подмостки легендарную «Тень», да ещё и сделать её музыкальным спектаклем, можно было бы только приветствовать. Вечным истинам легче найти дорогу к сердцу юного зрителя, если дорогу эту торит для них музыка – яркая, образная, запоминающаяся. Однако драматургия Шварца, строящаяся на аллюзиях, тонких ассоциациях и филигранном юморе, требует высочайшего профессионализма от всех, кто причастен к рождению спектакля, начиная от режиссёра и композитора и заканчивая последним статистом. Увы, заявленную высоту в Музыкальном театре национального искусства п/р Владимира Назарова не взяли.
Музыку к спектаклю написал сам худрук театра. Но ни одним из перечисленных выше качеств она, к сожалению, не обладает. Темы персонажей никак не прослеживаются, и что уж совсем плохо – в спектакле нет ни одного хита, не в вульгарно-попсовом значении, а в исконном, восходящем к английскому «успех»: когда песенка западает в душу настолько, что тебе хочется её напевать даже при полном отсутствии слуха и голоса. Особенно жаль «коронную арию» Юлии Джули, которая хитом должна быть по определению, то бишь по воле самого Шварца, ведь сцена бала – кульминация всей пьесы.
Музыкальной драматургии спектакля не хватает сбалансированности. Первое действие перегружено вокальными номерами, во втором явственно ощущается их дефицит. Одним героям дали напеться вволю, другим не позволили взять ни одной ноты. Музыкальный финал, обязательный для такого спектакля, просто отсутствует. А это, извините, нонсенс. Даже если принять во внимание, что драматург ставит режиссёра в сложное положение: большинство персонажей – отрицательные герои. Что ж, тем интереснее задача перед композитором и поэтом: выдать в двух-трёх куплетах квинтэссенцию спектакля. Увы. Не получилось. Нельзя же считать финалом жалобный дуэт скрипки и кларнета, на которых играют при закрытии занавеса Аннунциата и Учёный. Вот в прологе эта сцена пришлась бы как нельзя более к месту, тем более что Учёный (Филипп Матвеев) и выходит на сцену с кларнетом в руках.
Кстати, в этом спектакле ему единственному только и веришь – его наивности, искренности. Такого и впрямь любая принцесса вокруг пальца обведёт. А между тем Филипп по образованию музыкант, а не драматический актёр, как, впрочем, и большинство его партнёров. Но поверить им – не получается. В Тени (Андрей Глущенко-Молчанов) нет ничего мефистофельского. Ни страха, ни отвращения он не внушает. А должен. У Аннунциаты (Вероника Шабашова) в глазах ни капли любви к Учёному, даже в сцене, где ему вот-вот должны отрубить голову. Принцесса (Полина Кожикова) всё время суетится, из последних сил демонстрируя зрителями свою милую непосредственность, а Юлия Джули (Елена Маланчук) кокетничает и строит глазки с изяществом провинциальной девушки по вызову. На общем фоне неплохо выглядит Цезарь Борджиа (Рачик Оруджев), но выигрывает не за счёт вживания в образ, а за счёт собственного южного темперамента. Весьма колоритен в крошечной роли Палача Камиль Фехретдинов, но чего ради он (или режиссёр) вздумал окрашивать её в явственно «голубые» тона? Спектакль-то всё-таки детский!
И чем пристальней вглядываешься в игру актёров, тем сильнее терзают душу смутные сомнения: где-то я всё это уже видела. Либо ребята по собственной инициативе изучили уже ставшие чуть ли не классикой фильмы, снятые по этой сказке («Тень» Надежды Кошеверовой с Олегом Далем и Мариной Неёловой, снятый в 1971-м, и «Тень, или Может быть всё обойдётся» Михаила Козакова с Константином Райкиным, снятый двадцать лет спустя), либо режиссёры-постановщики Артём Назаров и Алексей Зеленский, работая над спектаклем, держали их, как говорится, в уме. Так что никакого «нового прочтения», как об этом заявлено в аннотации на сайте театра, не получилось.
И напоследок уже не о творческих, а о чисто технических недочётах. Хорошо, что музыка – живая, но плохо, что она нередко заглушает актёров, работающих без микрофонов и не обладающих, к большой печали, сильными, поставленными голосами. На маленькой сцене персонажам явно тесно. Зачем создавать артистам дополнительные проблемы, имея превосходный большой зал? Проходы героев по залу для детского спектакля, в принципе, плюс, но когда они толкаются, спотыкаются и наступают друг другу на ноги в узких и крутых проходах, выглядит это не комично, а жалко.
Будем надеяться, что столь много обещавшая задумка не будет загублена на корню и спектакль ещё «дозреет». Но пока, как это ни грустно, на сцене видна только тень от «Тени».