В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с недавно отмечавшимся 75-летием освобождения Молдавии от гитлеровцев и союзнических войск «румынского фюрера» Антонеску меня особо волнует тема исторической памяти, и не только у нас в Молдавии.
Что тревожит? Встречаю всё больше людей, которые относят себя не к победителям, а к наследникам побеждённых во Второй мировой войне.
Ситуация у нас после конфликта в Приднестровье такова, что там приход советских войск весной–летом 1944 года твёрдо считают «освобождением от ненавистного врага». А в Кишинёве спорят между собой несколько трактовок: от освобождения молдавской земли Красной армией до «оккупации части территории королевской Румынии советскими войсками». И часто на инициативы президента И. Додона о праздновании 75-летия освобождения Молдовы от гитлеровцев и румын появлялись ответы в виде встречных проектов вроде учреждения «дней скорби».
Поныне выход книг и фильмов о подвигах советских солдат перекрывается в Молдавии изданием произведений, появлением на телеканалах фальшивок о безжалостном «советском оккупанте», о том, «как благороден и красив был в профиль великий полководец – маршал Антонеску». Информационное противостояние не стихает и, думаю, будет лишь усиливаться в преддверии 75-летия Великой Победы.
Можем ли мы сказать, что наши действия по отстаиванию исторической правды профессиональны и дают нужный результат? Вопрос не только к тем, кто 9 мая в Кишинёве выходит на акцию «Бессмертного полка». А к очень многим, в том числе к россиянам.
Увы, следует признать: мы держим фронт «в обороне». А оборона, даже активная, не может быть залогом победы в противостоянии. И так ли уж многочисленны наши ряды? Чем убеждаем 20-летних любителей пивка и кальяна, которые на призывы чтить память солдат-победителей хихикают: «А и не надо было побеждать. Проиграли бы немцам, всё было бы как в Европе»?
К сожалению, формирование представлений о событиях военных лет проходит подчас в соответствии с законом: «Бытие определяет сознание». Осознанного понимания истории и смысла Победы многим явно не хватает. В ряде постсоветских стран, как, например, на Украине, оно почти исчезло.
Можно возразить – миллионы людей во всём мире, в том числе молодых, выходят на акции «Бессмертного полка». Да. Но миллионы на постсоветском пространстве игнорируют марш или равнодушны к нему. А кто-то нагло говорит о принадлежности к стану побеждённых. Они есть и у нас, и на Украине, и в странах Балтии, и, надо признать, в самой России. Иначе чем объяснить попытки героизировать РОА генерала-предателя Власова?
Конечно, свобода слова нужна. Но не вперемежку с ложью. Ведь оппоненты из стана приверженцев проигравших формируют представления о пагубной роли Верховного командования СССР, жестокости советских маршалов и генералов, якобы заведомо бросавших солдат в пекло, как будто речь не о смертельной схватке с нацистами.
Таким подходом отмечена, в частности, работа некоторых российских публицистов по теме Ржевско-Вяземской наступательной операции. Живописуя поля, заваленные трупами пехотинцев, рассказывая о «тупости» советских генералов, они лукаво умалчивают, как действовали тогда генералы вермахта. Ржев переходил из рук в руки более двадцати раз. Это была бойня! Но без успеха в ней – как говорится, любой ценой! – не случилось бы наступление советских войск под Сталинградом. Также часто «забывают», что, выиграй Гитлер войну, это сразу лишило бы будущего сотни миллионов людей, целые народы, как «низшую расу».
Сталкиваешься и с тем, что противостояние гитлеровской Германии и СССР подаётся как череда нелепостей, допущенных советским руководством. Если бы-де не помощь США и Великобритании, не было бы у СССР победы. И как тут молодым осознать громадность коллективного подвига и коллективного бедствия, подобного тому, что пережил блокадный Ленинград?! Некоторые, как одна небезызвестная «звезда» ТВ (внучка блокадницы!), даже пытаются делать себе на этом пиар!..
Вместо глубоких размышлений о войне и Победе, о послевоенном времени в России ощутимо обмельчание художественного поиска – будь то литература, кино, театр или песня. Если что-то новое о войне, то всё больше лживые сериалы про «Смерш», жестокости заградотрядов и особистов-карателей, некие фэнтези о молодых людях, которые вдруг, будто с бодуна, оказались на той войне. А некоторые фильмы о советских партизанах можно воспринять как некие ремейки геббельсовской пропаганды об «угрюмых недочеловеках – бандитах и мародёрах в тылу славных немецких войск».
Постепенно сходит на нет, и не только у нас в Молдавии, правда об исторической борьбе советского народа, о логике и смысле формирования антигитлеровской коалиции, её роли в жестокой схватке. А ведь очевидно, что гитлеровский фашизм и его сателлиты были побеждены прежде всего Советским Союзом – и сущностно, а не только физически и материально. Поэтому правомерно звучат слова «советский солдат-победитель». Это русский, украинец, белорус, грузин, казах, молдаванин, еврей, эстонец… Чтобы постичь это, нужно или родиться в семье, где из пяти родственников, ушедших на фронт, не вернулся ни один, как было у меня. Или воспринять великую цену мира, в котором мы живём 75 лет, через умные и честные уроки истории, правдивые и увлекательные книги, фильмы и песни.
Чтобы побеждать в бою за память, нужно вдохновляться такими фильмами, как героическая драма «Они сражались за Родину». Если же судить о Победе по картине «Сталинград», снятой сыном создателя выдающейся экранизации Шолохова, то кому-то, возможно, захочется даже сдаться в плен. Середины нет…
Нынешняя эпоха породила идеологию и индустрию установления «нового мирового порядка». Теперь уже и не надо создавать «фабрики смерти». Лучше заниматься оболваниванием людей. Главный объект – страны бывшего СССР, их природные ресурсы. Но прежде чем осуществить экспансию по захвату ресурсной базы, нужно лишить людей чувства достоинства, стереть историческую память.