На неделе, когда в календаре записан День секретаря в России, телеканал «Россия» показал фильм «Убить секретаря». Заголовки, начинающиеся со слова «убить», вошли в широкий обиход телезаглавий после выхода знаменитого романа Харпер Ли «Убить пересмешника». Главный герой романа, конечно, не птица пересмешник, так же, как и телефильм не о защищаемой в Африке птице секретарь. Названию «Убить секретаря» предшествуют два по отдельности безобидных слова, но объединившиеся в зловещее сочетание: «Ленинградское дело». Один из страшных судебных процессов, развеявший послепобедную эйфорию в СССР, ещё не раз станет объектом телевизионного внимания и, может быть, основой для создания выдающегося по художественному уровню произведения. Но только не при таком подходе к теме, который обнаружился в фильме «Убить секретаря». Подход этот, к сожалению, не очень отличается от того, каким пользовались те, кто создавал само Дело. Временнaя отдалённость от события должна была дать возможность создателям фильма более глубоко и разносторонне показать немилосердную свару, развернувшуюся вокруг ожидаемого ухода из жизни Хозяина, когда две группировки, боровшиеся за преемственность, пользовались для достижения успеха всеми возможными средствами. Однако в фильме эти группировки разделены, как и в следственном деле, на чертей и ангелов, только цвета поменялись. Черти – это Молотов, Маленков, Берия и Хрущёв, ангелы – Кузнецов, Попов, Попков и Капустин. Как и подобает ангелу, герой фильма Кузнецов – непогрешим, хотя он выдвинулся в верха благодаря рвению в массовых ленинградских репрессиях, развернувшихся после убийства Кирова, и особенно много обнаружил врагов в Эрмитаже, Русском музее и других учреждениях культуры. В фильме же говорится, что он просто по должности был вынужден подписывать расстрельные списки. В ангельскую же должность такие обязанности не входят.