Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 ноября 2025 г.
  4. № 45 (7009) (12.11.2025)
Культура

Тень, знай своё место!

Премьера знаковой пьесы Евгения Шварца на сцене петербургского Театра комедии

13 ноября 2025
Современный вариант старой пьесы

Мария Фомина-Семанова,

искусствовед

Прошло ровно 85 лет с первой постановки пьесы «Тень» в режиссуре и художественном оформлении самого Николая Акимова на сцене созданного им Театра комедии. Свой сезон театр его имени открыл новой постановкой пьесы, ставшей символом акимовского театра.

Уже афиша и программка настраивают на перекличку с первым спектаклем – это знаменитая остро-графическая, на грани сюрреализма лаконичная рисовальная манера Николая Акимова. Но спектакль – совсем иной по звучанию и стилю, чем предыдущая версия «Тени», которая с успехом шла двад¬цать лет и тоже в постановке Татьяны Казаковой. Там блистали актёры старшего поколения, включая незабвенного Михаила Светина в роли министра финансов. Здесь – молодые исполнители, недавно влившиеся в труппу театра.

Романтичный и немного нелепый Учёный (Егор Палько), гротескный и устрашающий в своей змеиной пластичности Егор Линников в роли Тени, очаровательная и изменчивая Принцесса (Анна Гречишкина, уже знакомая нам по блестящему дебюту в «Ярмарке тщеславия»), простая девушка Аннунциата, способная на глубокую любовь (острохарактерная Виктория Криулина).

На фоне пустого пространства сцены (как всегда, лаконичное и стильное решение известнейшего сценографа Александра Орлова), у окна с проекциями неба разворачивается философская сказка с социальным подтекстом. Как всегда у Шварца, известный сюжет преломляется в остросовременном ключе, обращается к опыту зрителя-читателя ХХ века, века войн, революций, тоталитарных систем и разочарования во всех идеологиях. Нынешний зритель, захваченный вихрем медиа, меняющихся картинок, мелькающих видео, увидит в спектакле вечную историю про любовь – истинную и ложную. Но также и историю про общество, про власть денег и про соблазн самой власти как отдельной силы, поглощающей души и жизни. Про попытку лжи пробраться на место правды, войну назвать миром, а уродство – красотой. Оказывается, антиутопия – это не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но и советский драматург, живший и творивший в самые что ни на есть роковые исторические времена. Отсюда вновь актуальный эзопов язык Шварца, его обращение к «безобидной» сказочной форме, перелицовка классического сюжета на современный лад. Но, как это часто бывает с классикой, вневременной характер её идей, её морали, её истин оказывается востребованным в разные эпохи, будь то сталинское предвоенное время, годы «оттепели» или наш развитой олигархизм.

Помимо тонко разыгранной линии лирического треугольника (Учёный – Принцесса – Аннунциата), помимо противостояния света и его Тени, особый отклик зала вызывают диалоги «хозяев жизни» – первого министра (Сергей Романюк) и министра финансов (Виталий Куклин). В их игре на грани гротеска, фарса и политической сатиры проступают узнаваемые черты и личины современного мирового политикума. Сцена праздника «лучших людей государства» становится парафразом к балу сатаны у Булгакова или сценам оргий и ритуалов тайных лож в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами». Здесь стоит отметить роль костюмов (известный мастер своего дела Ирина Чередникова) – то светлых одежд весёлых и нищих горожан, то чёрных бальных туалетов и демонических масок высшего общества.

В зале был аншлаг, много молодых зрителей, которые наверняка до этого не читали и не видели Шварца. В наше время перелицовки классики, её искажения в угоду режиссёрскому самовыражению прямая и честная работа с текстом, ставка на актёра, стремление «достучаться до небес» – до зрительских сердец – поистине бесценны. Татьяна Казакова, как всегда, самозаб¬венно репетирует, сохраняя эту замечательную традицию русского репертуарного театра: много и вдумчиво работать с актёром над его ролью. И работа актёра над собой очень сказывается на характере спектакля. Ведь это не однодневка, а один из главных гвоздей афиши акимовского театра. Спектакль для всех поколений, для всех периодов нашей истории. Такой истории, какой нам её судил Бог.

Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Искусство быть Библиотекой искусств

    13.11.2025
  • «Постарайся себя не терять»

    12.11.2025
  • Очарование «Обломова»

    12.11.2025
  • Театральные этюды

    12.11.2025
  • В республике Башкортостан прошла премьера спектакля «Где силу свою найдёшь»

    12.11.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS