Мария Фомина-Семанова,
искусствовед
Прошло ровно 85 лет с первой постановки пьесы «Тень» в режиссуре и художественном оформлении самого Николая Акимова на сцене созданного им Театра комедии. Свой сезон театр его имени открыл новой постановкой пьесы, ставшей символом акимовского театра.
Уже афиша и программка настраивают на перекличку с первым спектаклем – это знаменитая остро-графическая, на грани сюрреализма лаконичная рисовальная манера Николая Акимова. Но спектакль – совсем иной по звучанию и стилю, чем предыдущая версия «Тени», которая с успехом шла двад¬цать лет и тоже в постановке Татьяны Казаковой. Там блистали актёры старшего поколения, включая незабвенного Михаила Светина в роли министра финансов. Здесь – молодые исполнители, недавно влившиеся в труппу театра.
Романтичный и немного нелепый Учёный (Егор Палько), гротескный и устрашающий в своей змеиной пластичности Егор Линников в роли Тени, очаровательная и изменчивая Принцесса (Анна Гречишкина, уже знакомая нам по блестящему дебюту в «Ярмарке тщеславия»), простая девушка Аннунциата, способная на глубокую любовь (острохарактерная Виктория Криулина).
На фоне пустого пространства сцены (как всегда, лаконичное и стильное решение известнейшего сценографа Александра Орлова), у окна с проекциями неба разворачивается философская сказка с социальным подтекстом. Как всегда у Шварца, известный сюжет преломляется в остросовременном ключе, обращается к опыту зрителя-читателя ХХ века, века войн, революций, тоталитарных систем и разочарования во всех идеологиях. Нынешний зритель, захваченный вихрем медиа, меняющихся картинок, мелькающих видео, увидит в спектакле вечную историю про любовь – истинную и ложную. Но также и историю про общество, про власть денег и про соблазн самой власти как отдельной силы, поглощающей души и жизни. Про попытку лжи пробраться на место правды, войну назвать миром, а уродство – красотой. Оказывается, антиутопия – это не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но и советский драматург, живший и творивший в самые что ни на есть роковые исторические времена. Отсюда вновь актуальный эзопов язык Шварца, его обращение к «безобидной» сказочной форме, перелицовка классического сюжета на современный лад. Но, как это часто бывает с классикой, вневременной характер её идей, её морали, её истин оказывается востребованным в разные эпохи, будь то сталинское предвоенное время, годы «оттепели» или наш развитой олигархизм.
Помимо тонко разыгранной линии лирического треугольника (Учёный – Принцесса – Аннунциата), помимо противостояния света и его Тени, особый отклик зала вызывают диалоги «хозяев жизни» – первого министра (Сергей Романюк) и министра финансов (Виталий Куклин). В их игре на грани гротеска, фарса и политической сатиры проступают узнаваемые черты и личины современного мирового политикума. Сцена праздника «лучших людей государства» становится парафразом к балу сатаны у Булгакова или сценам оргий и ритуалов тайных лож в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами». Здесь стоит отметить роль костюмов (известный мастер своего дела Ирина Чередникова) – то светлых одежд весёлых и нищих горожан, то чёрных бальных туалетов и демонических масок высшего общества.
В зале был аншлаг, много молодых зрителей, которые наверняка до этого не читали и не видели Шварца. В наше время перелицовки классики, её искажения в угоду режиссёрскому самовыражению прямая и честная работа с текстом, ставка на актёра, стремление «достучаться до небес» – до зрительских сердец – поистине бесценны. Татьяна Казакова, как всегда, самозаб¬венно репетирует, сохраняя эту замечательную традицию русского репертуарного театра: много и вдумчиво работать с актёром над его ролью. И работа актёра над собой очень сказывается на характере спектакля. Ведь это не однодневка, а один из главных гвоздей афиши акимовского театра. Спектакль для всех поколений, для всех периодов нашей истории. Такой истории, какой нам её судил Бог.