Сергей Артамонов, писатель, Норрчёпинг, Швеция
Тенденции нагнетания настроений, мягко говоря, неуважительных в отношении России и россиян, в Швеции далеко не новы, существовали годами, хотя довольно умеренные. В последнее время наблюдается всплеск неадекватной агрессии ко всему русскому, словно кто-то кому-то дал команду фас. Откуда же дует ветер и соответствует ли эта медийная кампания тому, о чём реально думают сами граждане страны?
Среди местных журналистов, которые считают хорошим тоном ругать всё русское без разбора, особо выделяется Йенс Лильестранд. Вообще-то этот 50-летний сотрудник крупной газеты «Экспрессен» подаёт себя журналистом, которого интересуют темы культуры. Вопреки такому посылу он с особым усердием и даже страстностью относится ко всему, что связано с Россией. Мало сказать, что его она раздражает.
В одном из последних опусов под названием «Зачем русским позволять проводить отпуск в Европе?» он без всяких тормозов и элементарной этичности высказывается о россиянах, с которыми ему довелось соприкасаться. Вот, например, что вспоминает он об отпуске в Греции, где на пляже услышал речь русского мужчины, разговаривавшего со своим сыном: «...это смешанное чувство стыда и ярости, когда я вхожу мимо них в чистую воду и думаю, проклятая русня, убирались бы к чёрту отсюда!» Далее, рассуждает Йенс, «обычные русские есть представители бесчеловечного, брутального и изолгавшегося режима, по сути, наши враги». Потом ещё круче: «Ведь это же полностью нормальная реакция ненавидеть их, русских, разве нет?» Так риторически вопрошает журналист. Хотя и это не финиш. Уровень ненависти в его перлах нарастает: «Разве нельзя по принципиальным причинам испытывать к ним (русским туристам. – Ред.) отвращение, фантазировать о том, чтобы насыпать песок в их бутерброды и сбросить их пожитки в воду?» Наконец, он предлагает как минимум требовать тотального прекращения выдачи любых виз всем русским в страны Европы.
До конца непонятно, чего хочет добиться откровенный ненавистник. Но если предположить, что его цель – повести за собой читателей, он, скорее, добивается обратного результата. Как говорится, явно пересолил.
Неожиданно для меня, как, думаю, и для немалого числа людей, массовые заявления в комитет по делам прессы (медиаомбудсмен) с возмущением в адрес Йенса Лильестранда не заставили себя ждать. Вот что сообщил Каспар Опитц, представитель медиаомбудсмена, в интервью 15 августа для программы «Новости культуры» шведского радио: «Заявлений такого вида в таком количестве мы обычно не получаем, это редкий случай. Сейчас, в связи со статьёй Лильестранда, к нам поступило намного больше заявлений, чем раньше, когда репортажи вызывали по тем или иным причинам очевидное возмущение».
Но возмущены не только обычные граждане. Известный журналист из газеты «Гётеборг Постен» Данте Лёвмарк, также специализирующийся на культурной тематике, недвусмысленно осуждает опус Йенса: «Это расизм – так высказываться о целой этнической группе людей! Такой текст никогда в жизни не опубликовали бы, если бы речь шла о какой-либо другой народности. Русскоязычная речь привычна у нас, на юге Швеции, в г. Хельсинборге. На улицах, в ресторанах, трамваях. Даже инструкция по парковке у отеля «Скандик» есть по-русски, для удобства. К счастью, я не разделяю убеждения Йенса Лильестранда».
Уж не говорю о том, что Йенсу, видимо, невдомёк, что по-русски могут общаться не только этнические русские, но и представители соседних с Россией стран. Например, прибалты, белорусы, да и те же украинцы, которые зачастую за границей незалежной нередко используют именно русский язык.
Вообще, разговоры на тему «угрозы с востока» среди людей бывают разные, но, как ни стараются преуспеть отдельные представители власти и журналисты типа Йёнса, антирусская массовка значительного веса не набирает. Скорее напротив, такие потуги встречают преимущественно смешки, а то и плевки: надоело! И дело, видимо, не только в том, что власти перегибают палку, опираясь на болтунов типа Лильестранда. Как резонно отмечает упомянутый Данте Лёвмарк, русский сегмент – привычная часть жизни многих крупных городов не только Швеции, но и всей Скандинавии. Русская речь слышится во многих местах, а сами русскоязычные зачастую успешно адаптируются в обществе, они и с ними здесь не только охотно общаются, но и взаимодействуют в бизнесе, культурной сфере, спорте (чего бы там ни требовал МОК). По статистике, каждый второй швед либо знаком, либо сталкивался с кем-то из русскоязычных граждан по работе или учёбе, либо знает кого-то через третьих лиц. Криминальные пугалки о русской (или, скорее, русскоязычной) мафии 1990-х канули в Лету. Их подпитывать уже нечем, да и надвинулся реальный криминалитет с Ближнего Востока, с которым зачастую не справляются даже силовики.
Но есть нюансы, конечно. Нередко приходится слышать при общении, что русские вызывают искренние симпатии, но не все шведы могут признавать это открыто. К тому же происходящее очень по-шведски: не выделяться, оглядываться на соседа, не поднимать голоса против мнения сверху. В социальных сетях, где проще оставаться анонимным, можно прочесть немало комментариев против антирусской позиции. Крупнейший форум «Флэшбэк» прямо-таки пестрит дискуссиями на тему воображаемой русской угрозы. Многие недоумевают, в чём, собственно, подозревать Россию, какой может быть у русских военный интерес к Швеции, когда в подобном логичнее подозревать, например, Данию, с которой шведы воевали постоянно со времён викингов до конца 1800-х, или Германию, которая при Гитлере сильно прогнула шведов. Популярна и такая мысль, которую 9 мая 2025 года высказал пользователь «Флэшбэка» по имени Упплэннинг: «Русская армия победила гитлеровскую Германию, а наши военные лишь маршируют на голубых парадах, и этим всё сказано».

Не так давно я разговорился у книжной полки в библиотеке с женщиной. Оказалось, она родом из Одессы, в Швеции всего пару лет, хотя уже сносно освоила местный язык. Но мы быстро нашли и язык общий: поговорили о последних событиях, вспомнили советские времена интернациональной дружбы, посмеялись над примитивной западной пропагандой, очерняющей всё русское.
Будет правильно не скрывать, что в Швеции имеется историческая и культурная основа для соперничества с Россией. И дело не только в Петре I и Карле XII. Кое-что обусловлено шведским характером, когда не очень позитивно воспринимаются талантливые и колоритные фигуры типа В. Путина и Д. Трампа, когда проскальзывает зависть не только из-за проигрышей былых времён, но и, например, в хоккее или в явном перевесе русских в культуре, искусстве, литературе. Трудно поставить кого-то из шведов в один ряд с Достоевским или Чайковским. Но соперничество, и это осознаётся здесь на бытовом уровне, не означает вражды!
Люди, конечно, видели и видят всё происходящее, включая добровольно-принудительное вхождение Швеции в НАТО, что ещё заметнее обозначило раскол между «народной» властью и самим народом. Ему явно не по душе принятие многих решений. Среди них и открытие границ в 2015 году, после чего страну захлестнула волна преступности, и лоббирование законов о тотальном подслушивании и подглядывании за гражданами (якобы для их же блага), и, как кульминация, просто-таки вбивание Швеции в блок НАТО.
С той поры с несогласными проводится профилактическая работа (вплоть до угроз физического устранения). Ведь напуганными легче править. Полагаю, будет верно сказать, что активного сопротивления подобному в народе нет, хотя и слепое доверие к политикам не наблюдается. Многим людям везде нелегко принять правду, что тебя угнетают, особенно в Швеции, где доверие к правительству традиционно высокое. Человеку безопаснее прикинуться согласным с «благодетелями». Это как разновидность стокгольмского синдрома. Само это понятие, напомню, возникло в Стокгольме в 1973 году при ограблении банка со взятием заложников. В нём участвовал известный бандит Кларк Улофссон. Заложники от отчаяния стали симпатизировать разбойникам. Такой вот синдром…
Улофссон долго прожил, скончался этим летом. Даже не знаю, как это трактовать. Вообще-то видишь, что синдром всё ещё жив, но невозможно не верить если не в освобождение, то, по крайней мере, в более ощутимое всеобщее оздоровление. По-моему, предпосылки для этого объективно есть и только усиливаются.