По стране бродят панические слухи: за школьное образование придётся платить. Слухи подогреваются вполне детективной историей, сопровождающей новый закон. Проект, подготовленный правительством, внесли в Госдуму 30 декабря прошлого года. Под новогодние долгие-долгие праздники. Никто о нём и не узнал. В феврале обсудили и приняли в первом чтении – ни слова не вылетело из парламента. Допустим, пресса прозевала, не обратила внимания на бумагу со скучнейшим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Как сейчас выясняется, все фракции Госдумы (кроме «Единой России») яростно выступали против. Но почему ни один из оппонентов не поделился с прессой своим благородным негодованием?
На том детектив не закончился. После третьего чтения Совет Федерации утвердил закон, хотя при этом его глава Сергей Миронов выступил против: «Сторонников этого закона волнует лишь бюджетная экономия, а не то, как изменится жизнь людей. Власть должна служить народу, а не бюджету».
Однако затем президент Дмитрий Медведев развеял слухи. «Нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает…» – сказал он с экранов телевизоров.
Правда, обращался не к нам, а к министрам культуры, образования и здравоохранения. Они тотчас поддержали его: гражданам России от нового закона станет лучше. Это было равносильно заливанию огня бензином. Даже самые доверчивые преисполнились подозрением: раз министры говорят, значит, точно будет наоборот. Народная примета никогда ещё не подводила.
Мелькнула мысль: может, президент почитает письма, что обрушиваются на его сайт, и скажет правительству, Госдуме, Совету Федерации: «Недоработали вы, господа, народ против, не могу я подписать такой закон».
Увы, подписал. 8 мая. Внесли законопроект под праздники, обсудили тайком и превратили в закон тоже под праздники.
Теперь слухи должны пресечься – новый закон опубликован 12 мая. Читайте, у нас всё открыто. Только никакой среднестатистический россиянин не осилит 122 страницы такого текста: «Внести в Закон (далее следует название. – С.Б.) ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2002, № 12 (далее следует ещё 5 строк номеров статей. – С.Б.) следующие изменения…»
Значит, чтобы оценить изменения, нам надо найти, прочитать те статьи и сопоставить. Только по одному закону об образовании. А ещё такие же статьи по законам о культуре, здравоохранении, муниципальных учреждениях, науке, о бюджете и так далее и так далее!
Ну, люди, которые принимали сей акт (пусть и тайно), голосовали за него – они, конечно же, разобрались, на то мы их и выбирали, у них знания и подготовка соответствующие. Однако уже после опубликования закона единороссам сообщили, что их ждёт собрание, на котором они смогут задать вопросы представителям министерств. На русском языке это означает следующее: депутаты четыре месяца якобы обсуждали, якобы вносили поправки, приняли, а теперь, когда закон подписан, им разрешили задать вопросы правительству насчёт принятого ими закона.
Эксперты считают, что документа такой антинародной направленности у нас ещё не было. Нельзя ни с чем сравнить его и по разрушительной силе. Чтобы закон заработал, надо принять 14 новых и переписать ещё около 80 подзаконных актов на федеральном уровне. А затем то же самое сделать во всех регионах.
Легко представить, какая неразбериха возникнет в результате.
Впрочем, некоторые критики полагают, что так и было задумано: в мутной воде рыбка лучше ловится.
«Мы ставим нашу бюджетную сферу под угрозу ползучей приватизации – школы и больницы будут сознательно подводить под банкротство, чтобы потом постепенно приватизировать их в несколько ходов. У бюджетных учреждений осталось имущество: особняки, большие участки земли… Закон позволяет поделить всё это», – говорит депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева.
«Все профильные комитеты Госдумы дали заключение, что законопроект размывает грань между платным и бесплатным образованием, а значит, де-факто превращает некоммерческие организации в коммерческие, главной задачей которых будет зарабатывание денег, а не предоставление услуг», – объяснил депутат от КПРФ Олег Смолин.
Суть в том, что школам, больницам, библиотекам, музеям, домам престарелых… всем бюджетным учреждениям теперь разрешено зарабатывать деньги. Вводится финансированный государством перечень услуг, а за остальные услуги население должно платить. Разумеется, бесплатная часть начнёт тихо исчезать, а платная – занимать освободившееся пространство. Страшно не только то, что грубо нарушается Конституция (или «налогоплательщик», или «покупатель государственных услуг» – третьего по Конституции РФ не дано), страшно не только то, что нас нагло обворовывают: придётся платить дважды за одно и то же – вначале в виде налогов государству, а потом ещё и отдельно – больнице и школе.
Страшнее другое.
К примеру, в школах останутся бесплатными главные уроки – математика, физика, русский язык, литература… А вот за факультативные, за дополнительные занятия, секции, кружки – родителям придётся раскошелиться.
Чем это обернётся?
На мой взгляд, потерей Родины. Потерей чувства Родины.
С чего начинается Родина? Для многих из нас, людей старшего поколения, – со школы. Конечно, мы побаивались строгого завуча и директора, постоянно сражались с уборщицами, сторожами, которые не пускали нас в неурочное время в мастерские, классы, актовые и спортивные залы (нечего полы пачкать!), но мы сражались и побеждали, потому что знали: школа – НАША. «Знали» – не то слово, разумеется. Я пытаюсь выразить невыразимое чувство. Даже не «наша школа», а «школа – НАША». Это даже не само собой разумелось, а являлось естественным условием существования мира. Как воздух. Никто ж не говорит: «воздух – наш».
Мы пропадали в наших школах с утра до позднего вечера. Мы плакали, прощаясь со школой. Хотя при этом уже радостно устремлялись в завтрашний день.
Полагаю, эти чувства свойственны и многим нынешним мальчишкам и девчонкам. И они, став взрослыми, осмысляя, придут к выводу: Родина для них начиналась со школы.
Теперь же получится, что перед одними мальчишками и девчонками двери школы после уроков закроются. А перед другими – за деньги – настежь.
Бедных Родина отвергнет, богатых – примет.
Одни возненавидят Родину за незабываемые в детские годы – на всю жизнь отпечатается – унижения, другие Родину небрежно и снисходительно купят.
Но Родину купить нельзя. Она будет потеряна и для тех, и для других.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Теперь школа – не НАША?По стране бродят панические слухи: за школьное образование придётся платить. |
КОД ССЫЛКИ: |