ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ
В творчестве недавно ушедшего от нас выдающегося актёра, народного артиста СССР, художественного руководителя Театра имени Вахтангова Михаила Ульянова были значительные роли, созданные на основе литературных произведений. В экранизации романа «Братья Карамазовы» – Дмитрий Карамазов, в фильме «Бег» – трагикомическая роль генерала Чарноты. Запомнился он и в роли Тевье в постановке «Тевье-молочник» по произведению еврейского писателя Шолом-Алейхема... Лауреат Ленинской премии, Государственных премий РСФСР и СССР, Ульянов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Мы не должны забывать о ролях признанных мастеров сцены, сыгранных ими в телевизионных спектаклях, этих великолепных работах. Таков был недавно показанный телевизионный спектакль по драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поставленный М. Козаковым, где главные роли исполняли М. Козаков, Е. Симонова, И. Костолевский, А. Джигарханян и другие актёры.
Передача «Большие» на канале «Культура» была посвящена теме «Как полюбить поэзию». В ней приняли участие молодые поэты, в том числе студенты Литературного института, журналисты, преподаватели литературы. То есть участников дискуссии не на улице нашли. Их привели в студию и интернет-кафе поговорить именно о поэзии. И вот тут зрители услышали откровения о ранних поэтических впечатлениях участников. У одной поэтессы в детстве была пластинка Д. Хармса, которую она любила. А у других любимыми стихами были произведения Саши Чёрного, Б. Гребенщикова, Ю. Мориц, песни из мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда». А каковы были формулировки участников: «Поэзия – это доверительный разговор между двумя людьми», «Поэзия – универсальный язык народов – помогает понять его душу», «У хорошего поэта ощущается работа мысли»... В подтверждение этому было прочитано стихотворение, раскрывающее такую работу: как жить, когда попраны жизненные ценности? Где найти душевные силы? Во время птичьего гриппа такое называлось «куриный холокост». Неустрашимый герой пробирается в столичную подземку и испытывает неземные муки: его толкают, над ним глумятся, он не находит себе места. Но мученик стойко переносит судьбу: «Терпи, если сесть не успел!» Подхватив этот лозунг, молодые штурмуют места, чтобы проехаться по кольцу, распивая баночку «Клинского», помогающего работе мысли...
«В 1937 году в России родилось целое поколение ярчайших талантов – в науке, искусстве и литературе. Если выделить в календаре имена писателей, которые в нынешнем году отмечают 70-летний юбилей, получится портрет русской литературы последних тридцати лет. В. Маканин и Б. Ахмадулина, А. Битов и Ю. Мориц, А. Вампилов и В. Распутин» – так подхватил комментатор в программе «Разночтения» мысль автора и ведущего Н. Александрова. Но это ещё не всё. 25 января 1938 года родился В. Высоцкий. «В 1937–1938 годах появились на свет Э. Успенский, Л. Лосев, М. Чудакова, Ю. Коваль, В. Токарева, Л. Петрушевская, О. Чухонцев и многие другие. И это только писатели! Не говоря уж об актёрах, режиссёрах, музыкантах. Знаменитый учёный Чижевский говорил о мощных солнечных взрывах в 1937 году. Именно ими он объяснял суперактивность тех лет – как позитивную, так и негативную»...
Это, с одной стороны, годы массовых репрессий и расстрелов. С другой – пушкинское время. Столетие со дня гибели поэта в стране отмечалось как важнейшее событие. «Это поколение смены эпох, они видели расцвет советской цивилизации и стали летописцами её конца. Сила их таланта такова, что они по-прежнему направляют живой литературный процесс. Большинство нынешних лидеров прозы, поэзии, драматургии, детской литературы принадлежит к поколению мистического 37-го года и, к счастью, отмечает в этом году 70-й день рождения».
Несколько лет назад эту тему в одной из бесед поднимал А. Битов. Но он интерпретировал её мистику не как теорию «солнечных взрывов», а как «теорию абортов». Дело в том, что 27 июня 1936 года в СССР были запрещены аборты – «вплоть до тюремного срока». «Я нашёл на каждый месяц по зодиаку нового человека», – рассказал Битов. И показал их дни рождения (что мы отметили выше). «Вплоть до того, что оказался такой мэтр, такой знаток всего, С. Аверинцев, – с декабря 37-го года. Он, кстати, больше всего возмущался теорией, что это может быть из-за абортов...» Можно, конечно, возмутиться вместе с Аверинцевым. А вдруг именно Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года о запрещении абортов дало возможность родиться такой замечательной плеяде?
Уже давно на российском ТВ шёл разговор о том, что в современном Китае большим успехом пользуются некоторые произведения советских писателей. Прежде всего это «Как закалялась сталь» Н. Островского. Огромную популярность приобрела повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Зрители Первого канала смогли увидеть сериал по этому произведению (правда, весьма затянутый), снятый китайскими кинематографистами.
А «войну и военщину» был призван заклеймить фильм, показанный на канале ТВ Центр по мотивам произведений А. Куприна. Появившиеся перед Русско-японской войной, его повести весьма неприглядно показывали нравы Русской армии начала XX века. Почему создатели сериала не взяли за основу, к примеру, «Воспоминания» будущего маршала Советского Союза, начальника Генерального штаба Бориса Михайловича Шапошникова? Всякий прочитавший эту книгу навсегда проникнется патриотическим духом, которым была пронизана в то время жизнь Российской армии...
В творчестве недавно ушедшего от нас выдающегося актёра, народного артиста СССР, художественного руководителя Театра имени Вахтангова Михаила Ульянова были значительные роли, созданные на основе литературных произведений. В экранизации романа «Братья Карамазовы» – Дмитрий Карамазов, в фильме «Бег» – трагикомическая роль генерала Чарноты. Запомнился он и в роли Тевье в постановке «Тевье-молочник» по произведению еврейского писателя Шолом-Алейхема... Лауреат Ленинской премии, Государственных премий РСФСР и СССР, Ульянов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Мы не должны забывать о ролях признанных мастеров сцены, сыгранных ими в телевизионных спектаклях, этих великолепных работах. Таков был недавно показанный телевизионный спектакль по драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поставленный М. Козаковым, где главные роли исполняли М. Козаков, Е. Симонова, И. Костолевский, А. Джигарханян и другие актёры.
Передача «Большие» на канале «Культура» была посвящена теме «Как полюбить поэзию». В ней приняли участие молодые поэты, в том числе студенты Литературного института, журналисты, преподаватели литературы. То есть участников дискуссии не на улице нашли. Их привели в студию и интернет-кафе поговорить именно о поэзии. И вот тут зрители услышали откровения о ранних поэтических впечатлениях участников. У одной поэтессы в детстве была пластинка Д. Хармса, которую она любила. А у других любимыми стихами были произведения Саши Чёрного, Б. Гребенщикова, Ю. Мориц, песни из мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда». А каковы были формулировки участников: «Поэзия – это доверительный разговор между двумя людьми», «Поэзия – универсальный язык народов – помогает понять его душу», «У хорошего поэта ощущается работа мысли»... В подтверждение этому было прочитано стихотворение, раскрывающее такую работу: как жить, когда попраны жизненные ценности? Где найти душевные силы? Во время птичьего гриппа такое называлось «куриный холокост». Неустрашимый герой пробирается в столичную подземку и испытывает неземные муки: его толкают, над ним глумятся, он не находит себе места. Но мученик стойко переносит судьбу: «Терпи, если сесть не успел!» Подхватив этот лозунг, молодые штурмуют места, чтобы проехаться по кольцу, распивая баночку «Клинского», помогающего работе мысли...
«В 1937 году в России родилось целое поколение ярчайших талантов – в науке, искусстве и литературе. Если выделить в календаре имена писателей, которые в нынешнем году отмечают 70-летний юбилей, получится портрет русской литературы последних тридцати лет. В. Маканин и Б. Ахмадулина, А. Битов и Ю. Мориц, А. Вампилов и В. Распутин» – так подхватил комментатор в программе «Разночтения» мысль автора и ведущего Н. Александрова. Но это ещё не всё. 25 января 1938 года родился В. Высоцкий. «В 1937–1938 годах появились на свет Э. Успенский, Л. Лосев, М. Чудакова, Ю. Коваль, В. Токарева, Л. Петрушевская, О. Чухонцев и многие другие. И это только писатели! Не говоря уж об актёрах, режиссёрах, музыкантах. Знаменитый учёный Чижевский говорил о мощных солнечных взрывах в 1937 году. Именно ими он объяснял суперактивность тех лет – как позитивную, так и негативную»...
Это, с одной стороны, годы массовых репрессий и расстрелов. С другой – пушкинское время. Столетие со дня гибели поэта в стране отмечалось как важнейшее событие. «Это поколение смены эпох, они видели расцвет советской цивилизации и стали летописцами её конца. Сила их таланта такова, что они по-прежнему направляют живой литературный процесс. Большинство нынешних лидеров прозы, поэзии, драматургии, детской литературы принадлежит к поколению мистического 37-го года и, к счастью, отмечает в этом году 70-й день рождения».
Несколько лет назад эту тему в одной из бесед поднимал А. Битов. Но он интерпретировал её мистику не как теорию «солнечных взрывов», а как «теорию абортов». Дело в том, что 27 июня 1936 года в СССР были запрещены аборты – «вплоть до тюремного срока». «Я нашёл на каждый месяц по зодиаку нового человека», – рассказал Битов. И показал их дни рождения (что мы отметили выше). «Вплоть до того, что оказался такой мэтр, такой знаток всего, С. Аверинцев, – с декабря 37-го года. Он, кстати, больше всего возмущался теорией, что это может быть из-за абортов...» Можно, конечно, возмутиться вместе с Аверинцевым. А вдруг именно Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года о запрещении абортов дало возможность родиться такой замечательной плеяде?
Уже давно на российском ТВ шёл разговор о том, что в современном Китае большим успехом пользуются некоторые произведения советских писателей. Прежде всего это «Как закалялась сталь» Н. Островского. Огромную популярность приобрела повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Зрители Первого канала смогли увидеть сериал по этому произведению (правда, весьма затянутый), снятый китайскими кинематографистами.
А «войну и военщину» был призван заклеймить фильм, показанный на канале ТВ Центр по мотивам произведений А. Куприна. Появившиеся перед Русско-японской войной, его повести весьма неприглядно показывали нравы Русской армии начала XX века. Почему создатели сериала не взяли за основу, к примеру, «Воспоминания» будущего маршала Советского Союза, начальника Генерального штаба Бориса Михайловича Шапошникова? Всякий прочитавший эту книгу навсегда проникнется патриотическим духом, которым была пронизана в то время жизнь Российской армии...