Каждый год эпидемия гриппа в России косит тысячи людей, подрывая не просто авторитет нашего здравоохранения, но здоровье всей нации.
В первую очередь под удар попадают школьники. 60 процентов от всех заболевших в этом году – дети от 7 до 14 лет. Перед объявлением карантина порог заболеваемости среди детей был превышен на 42 процента, в то время, как среди взрослых – только на 4. «Школьники лидируют по количеству заболевших, они являются спусковым механизмом роста заболевания» – фраза главного государственного врача Москвы Николая Филатова облетела все средства массовой информации.
Вот уже второй год на карантин закрывают большинство российских школ. А чиновники министерств здравоохранения и образования по-прежнему рисуют перед нами образ страшного и непобедимого Вируса в качестве образа врага, вместо того чтобы просто признать свои собственные явные просчёты в организации образовательного процесса.
Скажем честно: решение о недельном карантине школьниками было воспринято с восторгом. Как объявление о внеочередных каникулах. Подросткам не свойственно предвидеть ни последующую увеличенную учебную нагрузку из-за пропущенных дней, ни повышенный риск заражения в первые дни после карантина, ни домашнее задание, которое стоголовой гидрой неожиданно возникло в середине карантинной недели из столь обожаемого детьми виртуального пространства.
Впрочем, поначалу подаренная неделя действительно пришлась кстати: школьникам – чтобы перевести дух, взрослым – чтобы задаться главным вопросом: почему наши дети, наша надежда, любовь, опора, будущее, самый драгоценный «золотой запас» страны, в течение вот уже многих лет более всех остальных уязвимы для болезней и боли? Этот вопрос в нынешнем контексте адресован в большей степени даже не врачам, а чиновникам Министерства образования. Ведь теперь совершенно ясно – за своё обучение дети расплачиваются собственным здоровьем.
Что же на самом деле происходит в то время, как сайты современного образования в Интернете пестрят лозунгами «Школа – территория здоровья!», «Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества!»?
Специалисты по-прежнему выделяют четыре основные причины того, что среди выпускников остаётся лишь 10 процентов здоровых детей: перегрузка учебными занятиями, недостаточная освещённость классов, плохой воздух школьных помещений, неправильная форма и размер парт. Наиболее уязвимы по-прежнему зрение, желудок, осанка, лор-органы и нервная система. В последние годы компьютеризация школ расценивается как дополнительная нагрузка на зрение и психику учеников. А теперь переведём сухой язык цифр в живые картинки.
В классах – минимум 25 человек. Дети проводят вместе большую часть дня, через каждые 45 минут смешиваясь с толпой из других классов в общем коридоре. За 10–15 минут они не успевают ни перекусить, так как в столовой всегда очередь, ни отдохнуть, ни выбежать на школьный двор вдохнуть свежего воздуха. Приходится довольствоваться перевозбуждённым общением со сверстниками в коридорной пыли. Стрессов на занятиях избежать, как правило, не удаётся, это тоже не способствует повышению иммунитета. К тому же директора школ чаще всего игнорируют рекомендации объявлять карантин в классе, где отсутствует 30 процентов учащихся. Поэтому дети вынуждены присутствовать на уроках, если в классе болеет треть или даже половина учеников. А ведь были случаи, когда из двадцати пяти на уроках сидели только пять человек! В такой обстановке, если кто-то не знает, наши дети получают знания.
Врачи рекомендуют школьникам ежедневно проводить два-три часа на свежем воздухе. Над этими рекомендациями горько смеются родители всех воспитанников художественных, балетных и музыкальных школ и кружков, родители детей, которым нелегко даётся школьный курс, а таких сейчас большинство. (Отличников и раньше было немного, а теперь один-два ученика на класс – уже хорошо.) Что уж говорить о старших, им приходится ещё и готовиться к поступлению, ходить на вузовские курсы.
Если такова реальность, почему не разбавить школьный день обязательной хотя бы получасовой прогулкой в школьном дворе через два-три часа занятий? Перерыв поможет сконцентрировать внимание, уменьшить усталость. Под эти прогулки можно выделить время, конечно, если понимать их необходимость не просто для жизни – для выживания. Поверьте заинтересованному в равномерном развитии ребёнка родителю: в любом расписании можно найти зацепку – например, уроки труда, рисования и еженедельные классные часы на том уровне, на котором они ведутся в современной средней школе, не дают детям практически никаких навыков, только отбирают время.
А уроки физкультуры часто не только не прибавляют сил и здоровья, но и отнимают жизнь. Семь случаев гибели детей на уроках физкультуры за два года, и последний, восьмой, в Омске на минувшей неделе – а в «школьном королевстве» всё спокойно. Никаких перемен там, где они действительно необходимы!
Медсестра, приходящая в школу три раза в неделю, конечно, не в состоянии держать под контролем всех детей. Тем не менее, учитывая количество хронически сопливых, да и нерадивость некоторых родителей, отправляющих в школу больных детей, было бы рационально ежедневное присутствие медсестры в школе и ежедневный контроль у входа. Всех кашляющих, сморкающихся и чихающих – домой! Работать медсестра, а ещё лучше – врач должны на полной ставке и с достойной зарплатой. Неужели нужно доказывать, что школа – предприятие повышенной опасности!
Однако чиновники почему-то продолжают рассчитывать на некую спасительную Вакцину. Опыт же показывает: надежды не оправдываются. Разговор об эпидемиях гриппа и ОРВИ, как правило, начинается с доклада властей: сколько и каких вакцин в какие регионы было направлено. Но множество людей отказывается от прививки из-за того, что последствия до сих пор непредсказуемы – начиная от аллергической реакции и заканчивая тяжёлыми поражениями нервной системы, не говоря уже о том, что в общем хаосе нашей жизни вакцина может быть просрочена, подделана и вколота во время уже начавшейся эпидемии. К тому же вирус гриппа способен видоизменяться… Но речь-то сейчас даже не об этом. Честно говоря, даже неудобно как-то переводить разговор в столь низменные плоскости. А приходится.
Уважаемые чиновники! В школах, многие из которых уже напичканы компьютерами под завязку, нет элементарного – ставки уборщицы, которая следила бы за чистотой в классах. У малышей полы и парты моют отпросившиеся с работы родители или нанятая ими уборщица два раза в неделю. Для кабинета, в котором ежедневно проводят бóльшую часть дня маленькие дети, – это ничто!
В средней же школе убирают по-прежнему дети, которые только что отсидели в этом самом плохо убранном пыльном классе шесть-семь часов, очень торопятся на дополнительные занятия и очень хотят есть. Как вы думаете, они в состоянии каждый день как следует мыть пол, парты, доску, подоконники, ополаскивать цветы и при этом ещё открывать настежь окна, чтобы как следует проветрить? Отвечаю за вас – нет, не в состоянии. Они делают это наспех, абы как. И на следующий день приходят в тот же самый, простите, свинарник, из которого накануне ушли!
Неужели кому-то надо доказывать, что грязь хотя и не единственная, но самая первая причина того, что в школе инфекции распространяются с невероятной скоростью? В конце концов, если не ошибаюсь, в министерстве и департаменте образования чиновники не моют сами полы? Так почему же директора школ обязывают проделывать это наших детей? Оправдания в стиле того, что это «элемент трудового воспитания», в нынешних обстоятельствах выглядят просто издевательством! В такой ситуации экономить на уборщице – преступно!
Кстати, если уж сейчас в такой чести высокие технологии – неужели нельзя оснастить школы хотя бы специальными лампами, созданными для дезинфекции помещений и применяемыми в больницах? Почему во время карантина или в выходные не продезинфицировать все школьные помещения? Это же вопросы элементарной гигиены!
Тех, кто представляет себе реальную ситуацию, даже как-то и не удивило недавнее сообщение о том, что, например, в школах Нижнего Новгорода после карантина заболеваемость тут же выросла на 41 процент по сравнению с предыдущей неделей. Грабли остались лежать кверху зубчиками.
Нельзя не упомянуть и те просчёты, в которых уж точно нельзя будет обвинить Страшный Вирус. Новые стандарты образования, по прогнозам некоторых специалистов, увеличат нагрузку на школьника на 30–40 процентов. Притом никто не позаботится ни об усовершенствовании парт, ни об облегчении школьных портфелей. Конечно, ведь вводить новые стандарты много интереснее, а главное, денежнее, чем менять школьную мебель! Со следующего года на каждого школьника собираются завести «карточку здоровья». Видимо, чтобы наглядно проследить, как увеличение нагрузок скажется на их здоровье. Выдержат – или перемрут?
В доме, где есть умелый хозяин, сноровистая хозяйка и хорошо налажен быт, любые нестандартные ситуации воспринимаются спокойно и проблемы решаются почти что сами собой. Не выплатили зарплату – есть сбережения на чёрный день или другая возможность заработать. Прорвало трубу – под рукой необходимые инструменты и телефон слесаря. Приболела хозяйка – в холодильнике заготовлен обед на три дня, и в морозилке запас продуктов. Привычный ритм жизни не слишком нарушается. И, конечно же, семья принимает меры, чтобы неприятность больше не повторялась!
В доме же, где царит хаос, точно такая же нештатная ситуация провоцирует полную разруху. Уже который год чиновники Министерства образования продолжают демонстрировать полную несостоятельнось в своём «доме». А жертвами их непродуманных экспериментов, элементарной неопрятности и беспорядка становятся наши дети.
Ещё немного – и вопрос «выдержат или перемрут?» окончательно перестанет быть абстрактным.