Фестиваль «Территория мира – Территория музыки» который год держит пальму первенства среди музыкальных событий под звёздным небом самой западной точки страны.
Удивительно, но факт – Иммануил Кант ставил музыку на последнее место среди изящных искусств. Он даже сомневался в том, что её вообще следует причислять к ним, поскольку она, по его мнению, адресуется исключительно чувствам человека, а не разуму. Отношение к музыке у философа было крайне избирательным. В его работах не упомянут ни один из великих композиторов эпохи. Существует даже предположение, что он страдал музыкальной ангедонией и наслаждение звуками было ему органически недоступно. Впрочем, возможно, всё дело в том, что музыкальная жизнь тогдашнего Кёнигсберга не была ни яркой, ни насыщенной. Для учёного, который вёл достаточно замкнутый образ жизни, одним из немногих мест, где он мог приобщиться к музыке, была церковь родного университета: с тех времён, когда это был кафедральный собор, сохранился прекрасный орган. Земной путь Канта закончился в усыпальнице под стенами собора. Во время Второй мировой войны храм сильно пострадал от бомбардировок. Орган, вместе с бесценным внутренним убранством, уничтожил пожар. В 1990 х годах в соборе начались реставрационные работы. Финальным аккордом стала установка сразу двух органов, которые могут звучать и по отдельности, и одновременно. В нашей стране другого такого комплекса нет, да и в мире их единицы.
Дневные органные концерты в соборе стали визитной карточкой Калининграда. С них по большому счёту началась история двух ярких музыкальных событий. С 1999 го Вера Таривердиева раз в два года проводит в соборе финал Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, одного из самых авторитетных в мире органного искусства. История фестиваля «Территория мира – Территория музыки» началась уже в нынешнем веке. В 2017 году тогдашний губернатор Калининградской области Антон Алиханов предложил Вере Гориславовне возглавить Кафедральный собор. Она согласилась – уважаемому музыковеду импонировала перспектива дать новый импульс этому знаковому месту. Одним из первых проектов и стал фестиваль «Территория мира – Территория музыки». Не откладывая в долгий ящик, впервые его провели в том же году, несмотря на то что аудитория для классической музыки в городе была не так уж велика.
– В тот год он прошёл внутри собора, – рассказывает Вера Таривердиева, – но программа никак не была связана с органом. Через два года зал уже не смог вместить всех желающих, и мы перенесли фестиваль под открытое небо – на площадку перед алтарной частью собора. А с 2020 года концерты проходят на площади перед ним, собирая более двух тысяч слушателей. Сегодня во многом благодаря участию Росконцерта он стал самым масштабным опен-эйр фестивалем в регионе. Классические концертные залы – филармонические, консерваторские – имеют свою постоянную публику. К нам, напротив, приходят самые разные люди, включая огромное количество туристов, которых привлекает в первую очередь собор – памятник XIV века. Найти контакт со слушателями очень разной подготовки нелегко. Но с этой задачей прекрасно справляется замечательный музыковед Ярослав Тимофеев, который на протяжении последних лет читает лекции в Кафедральном соборе. В этом году он начал вести и фестивальные концерты. Мы очень хотим, чтобы интерес к классической музыке год от года увеличивался. Человеку необходимо время от времени выходить за пределы обыденности, приобщаясь к высокому искусству.
Надо отдать должное Вере Таривердиевой и её единомышленникам, стремящимся сократить немалую дистанцию, отделяющую обычного человека от классической музыки. «Те, кто хотя бы один раз пришёл на концерт, совершил этот акт мужества, – полагает Ярослав Тимофеев, – заслуживают глубокого уважения. И если видеть в них, независимо от их осведомлённости, думающих и чувствующих людей, диалог состоится. К каждому произведению нужно найти ключик и помочь слушателю отомкнуть тайну, заключённую в любом прекрасном произведении. Если вместе с аудиторией погружаться в эти таинственные глубины, люди постепенно увлекаются этим процессом, обладающим волшебной силой над нашей душой».
У фестиваля сложились свои традиции. Первый вечер посвящается симфонической музыке; второй отдаётся молодым музыкантам, лауреатам известных конкурсов; а в третий на сцене царит звезда мировой величины. Все три дня на сцене – один оркестр. В этом году это был Московский государственный академический симфонический оркестр. «Фестиваль в Калининграде уникален не только масштабом, но и местом проведения, – считает директор МГАСО Ирина Шигорева. – Город с семисотлетней историей, живущий на стыке времён и культур; остров, ставший последним приютом выдающегося мыслителя, – здесь царит совершенно особая атмосфера, в которую с радостью окунаются наши музыканты. Программа нынешнего фестиваля разнообразна и насыщенна – для нас это прекрасный случай продемонстрировать все возможности нашего коллектива».
В первый вечер на Соборной площади «встретились» Пётр Ильич Чайковский и Карл Орф: симфоническая поэма «Франческа да Римини» и сценическая кантата «Кармина Бурана», прозвучавшая в исполнении оркестра и Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова, солистов Елизаветы Нарсия (сопрано), Алексея Богданова (тенор) и Анджея Белецкого (баритон). Средневековые сюжеты, вдохновившие композиторов, – практически ровесники кёнигсбергского собора. Истории эти, как и музыку, в которой каждая из них растворена, роднит друг с другом и тема – переплетение высокого и низкого в человеческой природе. Не потому ли и звучали они здесь, на острове Канта, по-особому? «В зале под открытым небом собирается гораздо больше, чем в обычном, а значит, у музыкантов появляется больше единомышленников, и энергия, заряжающая наши души, намного сильнее», – уверен дирижёр концерта Алексей Верещагин.
Второй концерт фестиваля не случайно получил название «Окно в Россию» – музыканты из разных стран мира по-прежнему готовы делиться своим талантом с российской публикой. Аугусто Велио Палумбо (Италия) солировал в Концерте для фагота с оркестром Моцарта, Шарль Ределле (Франция) – в Концерте для валторны с оркестром Камиля Сен-Санса. Мартина Гресия (сопрано) и Франческо Солинас (баритон) вдали от родной Италии составили прекрасный дуэт, порадовав слушателей фрагментами из «Волшебного стрелка» Вебера, «Адриенны Лекуврёр» Чилеа, «Богемы» Пуччини, «Трубадура» и «Дона Карлоса» Верди. А в заключение молодой пианист из США Энджел Вонг исполнил последний фортепианный шедевр Сергея Рахманинова – «Рапсодию на тему Паганини».
Место за дирижёрским пультом в тот вечер занимал Фабио Мастранджело, много лет плодотворно работающий в нашей стране: «Остров Канта почтило своим присутствием немало выдающихся личностей, включая Рихарда Вагнера и Отто Николаи. Я каждый раз с новой силой ощущаю невероятную энергетику этого места и нахожу в себе силы поймать эту волну. Я родился в Италии, где фестивали под открытым небом не редкость, – дирижировал на фестивале Пуччини в Торре дель Лаго, в «Арена ди Верона», в античных амфитеатрах Таормины. Под звёздами все – музыканты и слушатели – становятся единым организмом. И сегодня всё сложилось просто магически».
Завершился фестиваль мощной кодой – сольным концертом народной артистки России и Абхазии, двукратной обладательницы премии «Золотая маска» Хиблы Герзмавы. «Я очень люблю этот город и остров Канта: моя мечта – спеть здесь с органом. Есть и ещё одна – привезти сюда свой фестиваль. А в программе сегодняшнего концерта нам захотелось переплести музыку самых разных жанров – оперу, классическую оперетту, песни советских композиторов, на которых все мы выросли и которые любим до глубины души. Получилась очень цельная, изысканная программа, и я счастлива подарить её такому отзывчивому калининградскому слушателю».