Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 сентября 2024 г.
  4. № 37 (6951) (18.09.2024)
Культура

Территория органа

Остров Канта собирает звёздных исполнителей

20 сентября 2024
Сольный концерт знаменитой Хиблы Герзмавы

Фестиваль «Территория мира – Территория музыки» который год держит пальму первенства среди музыкальных событий под звёздным небом самой западной точки страны.

Удивительно, но факт – Иммануил Кант ставил музыку на последнее место среди изящных искусств. Он даже сомневался в том, что её вообще следует причислять к ним, поскольку она, по его мнению, адресуется исключительно чувствам человека, а не разуму. Отношение к музыке у философа было крайне избирательным. В его работах не упомянут ни один из великих композиторов эпохи. Существует даже предположение, что он страдал музыкальной ангедонией и наслаждение звуками было ему органически недоступно. Впрочем, возможно, всё дело в том, что музыкальная жизнь тогдашнего Кёнигсберга не была ни яркой, ни насыщенной. Для учёного, который вёл достаточно замкнутый образ жизни, одним из немногих мест, где он мог приобщиться к музыке, была церковь родного университета: с тех времён, когда это был кафедральный собор, сохранился прекрасный орган. Земной путь Канта закончился в усыпальнице под стенами собора. Во время Второй мировой войны храм сильно пострадал от бомбардировок. Орган, вместе с бесценным внутренним убранством, уничтожил пожар. В 1990 х годах в соборе начались реставрационные работы. Финальным аккордом стала установка сразу двух органов, которые могут звучать и по отдельности, и одновременно. В нашей стране другого такого комплекса нет, да и в мире их единицы.

Дневные органные концерты в соборе стали визитной карточкой Калининграда. С них по большому счёту началась история двух ярких музыкальных событий. С 1999 го Вера Таривердиева раз в два года проводит в соборе финал Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, одного из самых авторитетных в мире органного искусства. История фестиваля «Территория мира – Территория музыки» началась уже в нынешнем веке. В 2017 году тогдашний губернатор Калининградской области Антон Алиханов предложил Вере Гориславовне возглавить Кафедральный собор. Она согласилась – уважаемому музыковеду импонировала перспектива дать новый импульс этому знаковому месту. Одним из первых проектов и стал фестиваль «Территория мира – Территория музыки». Не откладывая в долгий ящик, впервые его провели в том же году, несмотря на то что аудитория для классической музыки в городе была не так уж велика.

– В тот год он прошёл внутри собора, – рассказывает Вера Таривердиева, – но программа никак не была связана с органом. Через два года зал уже не смог вместить всех желающих, и мы перенесли фестиваль под открытое небо – на площадку перед алтарной частью собора. А с 2020 года концерты проходят на площади перед ним, собирая более двух тысяч слушателей. Сегодня во многом благодаря участию Росконцерта он стал самым масштабным опен-эйр фестивалем в регионе. Классические концертные залы – филармонические, консерваторские – имеют свою постоянную публику. К нам, напротив, приходят самые разные люди, включая огромное количество туристов, которых привлекает в первую очередь собор – памятник XIV века. Найти контакт со слушателями очень разной подготовки нелегко. Но с этой задачей прекрасно справляется замечательный музыковед Ярослав Тимофеев, который на протяжении последних лет читает лекции в Кафедральном соборе. В этом году он начал вести и фестивальные концерты. Мы очень хотим, чтобы интерес к классической музыке год от года увеличивался. Человеку необходимо время от времени выходить за пределы обыденности, приобщаясь к высокому искусству.

Надо отдать должное Вере Таривердиевой и её единомышленникам, стремящимся сократить немалую дистанцию, отделяющую обычного человека от классической музыки. «Те, кто хотя бы один раз пришёл на концерт, совершил этот акт мужества, – полагает Ярослав Тимофеев, – заслуживают глубокого уважения. И если видеть в них, независимо от их осведомлённости, думающих и чувствующих людей, диалог состоится. К каждому произведению нужно найти ключик и помочь слушателю отомкнуть тайну, заключённую в любом прекрасном произведении. Если вместе с аудиторией погружаться в эти таинственные глубины, люди постепенно увлекаются этим процессом, обладающим волшебной силой над нашей душой».

У фестиваля сложились свои традиции. Первый вечер посвящается симфонической музыке; второй отдаётся молодым музыкантам, лауреатам известных конкурсов; а в третий на сцене царит звезда мировой величины. Все три дня на сцене – один оркестр. В этом году это был Московский государственный академический симфонический оркестр. «Фестиваль в Калининграде уникален не только масштабом, но и местом проведения, – считает директор МГАСО Ирина Шигорева. – Город с семисотлетней историей, живущий на стыке времён и культур; остров, ставший последним приютом выдающегося мыслителя, – здесь царит совершенно особая атмосфера, в которую с радостью окунаются наши музыканты. Программа нынешнего фестиваля разнообразна и насыщенна – для нас это прекрасный случай продемонстрировать все возможности нашего коллектива».

В первый вечер на Соборной площади «встретились» Пётр Ильич Чайковский и Карл Орф: симфоническая поэма «Франческа да Римини» и сценическая кантата «Кармина Бурана», прозвучавшая в исполнении оркестра и Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова, солистов Елизаветы Нарсия (сопрано), Алексея Богданова (тенор) и Анджея Белецкого (баритон). Средневековые сюжеты, вдохновившие композиторов, – практически ровесники кёнигсбергского собора. Истории эти, как и музыку, в которой каждая из них растворена, роднит друг с другом и тема – переплетение высокого и низкого в человеческой природе. Не потому ли и звучали они здесь, на острове Канта, по-особому? «В зале под открытым небом собирается гораздо больше, чем в обычном, а значит, у музыкантов появляется больше единомышленников, и энергия, заряжающая наши души, намного сильнее», – уверен дирижёр концерта Алексей Верещагин.

В очереди на встречу с музыкой

Второй концерт фестиваля не случайно получил название «Окно в Россию» – музыканты из разных стран мира по-прежнему готовы делиться своим талантом с российской публикой. Аугусто Велио Палумбо (Италия) солировал в Концерте для фагота с оркестром Моцарта, Шарль Ределле (Франция) – в Концерте для валторны с оркестром Камиля Сен-Санса. Мартина Гресия (сопрано) и Франческо Солинас (баритон) вдали от родной Италии составили прекрасный дуэт, порадовав слушателей фрагментами из «Волшебного стрелка» Вебера, «Адриенны Лекуврёр» Чилеа, «Богемы» Пуччини, «Трубадура» и «Дона Карлоса» Верди. А в заключение молодой пианист из США Энджел Вонг исполнил последний фортепианный шедевр Сергея Рахманинова – «Рапсодию на тему Паганини».

Место за дирижёрским пультом в тот вечер занимал Фабио Мастранджело, много лет плодотворно работающий в нашей стране: «Остров Канта почтило своим присутствием немало выдающихся личностей, включая Рихарда Вагнера и Отто Николаи. Я каждый раз с новой силой ощущаю невероятную энергетику этого места и нахожу в себе силы поймать эту волну. Я родился в Италии, где фестивали под открытым небом не редкость, – дирижировал на фестивале Пуччини в Торре дель Лаго, в «Арена ди Верона», в античных амфитеатрах Таормины. Под звёздами все – музыканты и слушатели – становятся единым организмом. И сегодня всё сложилось просто магически».

Завершился фестиваль мощной кодой – сольным концертом народной артистки России и Абхазии, двукратной обладательницы премии «Золотая маска» Хиблы Герзмавы. «Я очень люблю этот город и остров Канта: моя мечта – спеть здесь с органом. Есть и ещё одна – привезти сюда свой фестиваль. А в программе сегодняшнего концерта нам захотелось переплести музыку самых разных жанров – оперу, классическую оперетту, песни советских композиторов, на которых все мы выросли и которые любим до глубины души. Получилась очень цельная, изысканная программа, и я счастлива подарить её такому отзывчивому калининградскому слушателю».


Тэги: Фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS