В любимом всем народом мультфильме про Малыша и Карлсона есть один забавный эпизодический персонаж. Это телевизионный ведущий, на которого смотрит фрекен Бок, мечтающая попасть в студию на съёмку телепрограммы. Когда я смотрю на него, то не могу избавиться от впечатления, что прототипом этого смешного ведущего выступил известный российский тележурналист Игорь Прокопенко. И форма лица, и причёска, и очки его сильно смахивают на героя мультяшки. Более того, они занимаются примерно одним и тем же материалом. Помните, его обращение к зрителям: «Если вы знаете что-нибудь из жизни привидений...» Так вот наш телеведущий многих программ тоже обожает обращаться ко всякого рода чертовщине, включая привидений и призраков.
Вообще говоря, специализация последнего куда шире. Он и российский документалист, и журналист, и писатель, и организатор ряда развлекательных программ. А сверх того – заместитель генерального директора по документальным и публицистическим проектам телекомпании «РЕН ТВ», многократный лауреат премий, автор фильма о плоской Земле, обладатель антипремии «за выдающийся вклад в российскую лженауку».
Широта его деятельности просто поражает. «Самые шокирующие гипотезы», «Территория заблуждений», «День космических историй», «Русские булки», «Военная тайна» – это далеко не полный список проектов, которые осуществляет Прокопенко. Конечно, ему помогают многочисленные коллеги, прежде всего редакторы, подбирающие и готовящие материал для передач. Но работоспособность их руководителя всё равно удивительна. А он ещё проводит устные выступления – то на Поклонной горе, то в Ростове-на-Дону.
Конечно, без большой сплочённой команды тут не обойтись, хотя на экране-то видим только Прокопенко. Но если кто-то подумает, что он просто в режиме диктора озвучивает кем-то подготовленные сюжеты, то это вряд ли окажется правдой. Самостоятельность мышления журналиста доказывают его устные выступления перед большой аудиторией, ведь если ты только повторяешь чужие слова, а по сути «плаваешь» в предмете разговора, то люди тебя сразу раскусят. Такого рода встречи всегда интерактивны, ход разговора трудно предугадать, могут случиться нештатные ситуации и неудобные вопросы, на которые надо достойно отвечать по существу дела. Так что с этой стороны претензий к Прокопенко нет.
А вот что касается его книг, которые вылетают буквально как из пулемёта каждую неделю (на языке писательского сленга – каждые пятнадцать минут), то тут возникают большие сомнения. При головокружительном ритме его телевизионных эфиров трудно поверить, что все эти тексты написаны самим Прокопенко. Очевидно, тут не обошлось – по принципу Александра Дюма-отца – без участия литературных негров, которые без устали гнут спины над клавиатурой, а он только милостиво предоставляет своё раскрученное имя. Ну, разве что проходится менторским стилом, расставляя нужные акценты.
Нынче он действительно превратился в настоящую телезвезду, несмотря на, прямо скажем, несколько неброскую наружность. Его знают буквально все. Но вот парадокс: доверяют его словам далеко не все. Многие из тех, с кем доводилось обмениваться мнениями, относятся к нему без особого уважения, откровенно подсмеиваются над его шокирующими гипотезами, считают, что он намеренно насаждает лженауку, с уверенностью называют шарлатаном, который морочит людям головы.
Но он ставит острые вопросы. К примеру, взять вопрос о том, летали американцы на Луну или нет. Сегодня накоплены сотни аргументов в пользу того, что полвека назад была устроена глобальная мистификация – инсценировка полётов, которые США осуществили на рубеже 60–70-х годов, а теперь не в состоянии создать элементарный двигатель для ракеты. Специалисты по космонавтике просто отмахиваются от этих доводов и не дают ответа. А Прокопенко пытается их найти, хотя не всегда безупречные.
Да, действительно среди учёных у нас встречаются светлые головы вроде Жореса Алфёрова, который играючи поставил на место самого Познера в его одноимённой полночной программе, или, скажем, Григория Перельмана, решившего сложную математическую головоломку. Но таких людей до обидного мало. А на телеэкране они появляются удивительно редко. В такой ситуации спрос широкой публики на продукцию Игоря Прокопенко легко объясним и естественен. Он прекрасно понимает это, хорошо знает конъюнктуру и работает без устали. Нет сомнения, что такая энергетика приносит ему солидные дивиденды. Но за большой объём и надо платить достойно!
Особое место в его послужном списке занимают военные проекты. Со стороны это может показаться странным – чисто внешне журналист не выглядит мужественным и брутальным. Но это обманчивое впечатление. Мало кто знает, что карьера его начиналась именно в структурах Министерства обороны: он окончил Суворовское и Донецкое военное училища; служил в войсках ПВО; работал военным обозревателем «Красной звезды», «Российской газеты» и «Московского комсомольца». С 1994 года служил в Центральной телерадиостудии Министерства обороны и только в 1998 году пришёл на РЕН ТВ.
Словом, в вопросах обороны, военной истории, систем оружия, стратегии и геополитики он, несомненно, должен быть вполне компетентен. Выпуская сюжеты, касающиеся острых вопросов обороноспособности нашей страны и её противостояния НАТО, которое проявляет активность по всему периметру наших границ, журналист всегда собран, строг, принципиален в оценках и выводах.
Разумеется, можно по-разному относиться к идеям Игоря Прокопенко, должно быть, нередко он заблуждается или перегибает палку. Но важнее, по-моему, другое: всё, что он ни делает, получается интересным и увлекательным.
Сергей Казначеев