Артисты блистательного Московского государственного академического театра «Русский балет» под руководством Народного Артиста СССР Вячеслава Гордеева с широтой душевного размаха и в неожиданно оригинальной режиссуре явили праздник балета под названием «55 лет творчества — две пятерки юбилея Заслуженного артиста России Виктора Давыдова». Постановщик Гордеев, как никто и никогда из режиссеров, выводил на сцену юбиляра в разных танцах, балетных сценах и раз за разом доказывал всем присутствующим, что Виктор Давыдов добился неповторимого признания артистами «Русского балета».
Давыдов Виктор Петрович — бессменный заместитель художественного руководителя театра Вячеслава Гордеева, умелый гастрольный организатор и балетный оратор, чьи слова и поэтические строки воплощаются не только в прошлых элегантных па артиста, но и в его разнообразной деятельности, направленной на преданное служение театру.
В своем праздничном слове Виктор Петрович обратился к любимому зрителю: «Я убеждён, что это праздник не про меня. Это — торжество артистов «Русского балета» и его художественного руководителя Гордеева, потому что подобную внеземную красоту создают лишь Бог, его ангелы и Вячеслав Гордеев». Эти признания в благодарности нашли отклик в чувственных овациях зрителя и потонули в громе аплодисментов и вдохновенных криках «Браво!».
На первой странице юбилейного буклета Вячеслав Гордеев в своем приветствии подчеркивает: «Виктор Петрович Давыдов — один из столпов театра, поражающий кипучей и могучей энергией. Он всегда находится в эпицентре всех значимых событий театра и является моим помощником, организатором, проводником творческих идей, Ахиллесом театра «Русский балет». Придя 30 лет назад в свой «родной дом», в театр, Виктор Давыдов проявил выдающиеся лидерские и организаторские способности и стал незаменимым импресарио».
Пятьдесят пять лет творчества не перечислить на нескольких страницах, их не охватить эфирными часами и даже не описать детальными монографическими рассказами. Однако тем майским воскресным вечером гости, по замыслу режиссера, смогли прочувствовать каждый год из деятельности Виктора Давыдова, наслаждаясь в праздничном зале танцевальными поздравлениями и атмосферой единодушного веселья.
По воле режиссера, якобы золотую ложу Большого театра перенесли для юбиляра в передний угол авансцены, и артисты одновременно танцевали для зрителя и для самого Виктора Петровича. Отовсюду были слышны неутомимые восхищения и восторженные восклицания. Сцена балета «Дон Кихот» поразила внимательных зрителей тем, что уличная танцовщица, Заслуженная артистка России Светлана Устюжанинова, подала плащ тореадора юбиляру Давыдову, и он, отвечая на вызов балерины, взмахнул несколько раз карминовой тканью, словно языками неугасаемого пожара, и под аплодисменты зрителей изящно бросил плащ к ногам танцовщицы.
Зрителей поразили не только оригинальные балетные постановки Вячеслава Гордеева, но и его умело расставленные режиссерские акценты, которые настойчиво увлекали гостей в их живительно страстных эмоциях к новым громким возгласам восхищения от торжества происходящего.
Всё было грандиозно в юбилее Виктора Давыдова благодаря тонкому управлению и грациозной координации режиссера-постановщика Вячеслава Гордеева, наделенному необычайным талантом создавать и поддерживать красоту богини танца Терпсихоры.
Виктор Петрович на протяжении многих лет без преувеличения — сердце «Русского балета», в то время как сам балет — центр его многогранной Вселенной. Он родился в небольшой казачьей станице Преображенской, но с детства вместо ребяческой суеты и дворовых мальчишеских игр он разглядел заветы величайших мыслителей на запыленных полках небольшой библиотеки. Словно маленький спартанец, начитавшись Плутарха и возвращаясь домой, Виктор продолжал воевать на страницах истории в фалангах Александра Македонского, чтобы по окончании школы ломоносовскими путями выбить себе дорогу к звездам балетного искусства. Сначала в Киеве, а затем и в Перми он добился однозначного признания, чтобы следом отправиться покорять столицы России — культурную и государственную, Санкт-Петербург и Москву.
Виктор Петрович не знает отдыха и остановок на своем длинном пути. Почитатель греческих мифов, он и сам словно один из легендарных античных героев, который в двадцать первом веке призван сохранять неумолимое знание классического танца и его основательное значение для театрального искусства. Ведь балет обогащает человеческую душу и ум и зарождает в сердце зрителя цветущее восхищение совершенством классического танца.
Виктор Петрович, встретившись однажды с Вячеславом Гордеевым, увлёкся его идеями, как однажды Александром Македонским, и разделил его проникновенные стремления в достижении совершенства. Он посвятил всю свою жизнь творчеству Гордеева и «Русскому балету» под его управлением, войдя в театр, словно талантливый полководец в непобедимую македонскую армию. И балетное искусство в ответ подарило Давыдову горячо любимые им мифы и истории, которые каждый день оживают на сцене «Русского балета».
Вся жизнь — в мечтах и преодолении! Так говорят про Виктора Давыдова, и он доказывает на деле вес слов своих товарищей. Виктор Петрович убежден, что каждый человек после себя должен оставить положительный след в сердцах людей и долгую память своими достойными поступками. Он следует заветам мамы, сказавшей ему в далёком детстве: «Витя, люби людей и дари им с именем Бога на устах только добро. Только так в тебе всегда будет жить твоя счастливая душа».
Из всех перипетий судьбы Виктор Петрович выходит настоящим триумфатором, и артисты его родного коллектива «Русский балет», полагаясь на веру в счастливую звезду Вячеслава Гордеева, на творческую и восходящую судьбу своего художественного руководителя, могут всегда рассчитывать и на Виктора Петровича в решении своих личных, бытовых и общественных вопросов.
Энергичный профессионал, неугасаемый деятель и, по признанию его коллег, Тесей современности, рожденный от двух стихий, — земной и танцевально-возвышенной — таким Виктор Петрович перед своими давними друзьями и соратниками. Но одно из главных качеств Виктора Давыдова в том, что при всей высоте полета его мысли он никогда не забывает простую науку. Науку быть человеком, и с искренне распахнутой душой обращаться к каждому новому дню.
Юбилей прошёл, но со стороны приятно смотреть на всех, кто работает в академическом театре «Русский балет» под художественным руководством Вячеслава Гордеева. Как создатель театра, организатор всех его побед и искусный балетмейстер, Гордеев умеет не только претворять в жизнь превосходные балетные спектакли, волнующие зрителей по всему миру, но и дарит незабываемые торжества артистам и всем работникам театра, исходя из человеческого понимания, что праздник должен быть у каждого.
Научный сотрудник Группы информационного сопровождения
Института актуальных международных проблем
Дипломатической академии МИД России