Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тевтонские видения

01 января 2007

РУССКИЙ ВОПРОС

Кёнигсберг. Старинная гравюра;  РИА «Новости»Как-то одна из наших областных газет напечатала статью «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём!» с подзаголовком «Толерантность – норма жизни, особенно в эксклаве».

Автор – журналистка, специализирующаяся на репортажах и статьях по «культурной» проблематике. Она член так называемого демократического писательского объединения, которое очень любит называться по-заграничному – «пен-клуб».

В своей статье автор очень переживала по поводу «огромного численного превосходства русских» в области, но утешилась правильной деятельностью калининградского регионального правительства, которое «осуществляет защиту интересов национальных меньшинств». Общий вывод журналистки свёлся к заключению: «Многочисленные этносы сами живут и другим жить дают, при этом являя в совокупности особую территориальную общность, именуемую калининградцы».

Казалось бы, всё тут «сфотографировано» правильно: и безусловное преобладание русских, и наличие многочисленных «национально-культурных обществ», и полезная деятельность генеральных консульств Германии, Литвы, Польши. Вот только автор и не скрывает, что под калининградцами она разумеет прежде всего этнически нерусских граждан.

То есть заявляются три тезиса. Первый – «огромное преобладание» в нашей области русских, что, как это ни странно, весьма печалит автора, поскольку читается её мысль о русских как потенциально враждебных другим народностям. Второй – умиротворяющее действие на местное общество многочисленных национально-культурных обществ и консульств зарубежных государств, которые не дают разыграться русской нетолерантности. Третий – столь же умиротворяющее действие местного калининградского правительства, которое прежде всего защищает не права огромного русского большинства, а «осуществляет защиту интересов национальных меньшинств».

По сути, перед нами своеобразный манифест, который сводится к лозунгу «Нерусские, объединяйтесь перед лицом огромного русского большинства».

И права журналистка по поводу культурной политики властей, демонстрирующих полное безразличие к национально-культурным потребностям именно русских. Например, было выделено правительственное пособие (грант) на постановку издевательской и клеветнической в отношении русских пьесы «Рита Шмидт…», изображающей то самое «огромное большинство» наших русских сограждан моральными уродами. Организаторы труппы, решившие пересмотреть итоги нашей Победы 1945 года, продолжают заседать в околоправительственных структурах, определяя направление деятельности Министерства культуры. Режиссёра-русофоба даже выдвигали на должность главного режиссёра драмтеатра. И как бы ни возмущалась общественность, представляющая именно преобладающее большинство калининградцев, власти как бы не замечают их протестов.

Непонятно, на каких «островах блаженства» живут работники местного Министерства культуры, когда не замечают процессов, проходящих прямо перед их глазами. Неужели не ведают, что сегодня идёт настоящая война за пересмотр итогов войны в народном сознании? Наивно полагать, что это делается только в дальнем или ближнем зарубежье, и у нас довольно «культпросветчиков», которым хочется сказать своё отдельное слово о Победе.

Сложившаяся ситуация создаёт питательную почву для подспудно пока разрастающейся калининградской русофобии. Вот типичный пример, показывающий, как забвение Победы 1945 года и страшной войны, которую вёл наш народ, становится «правилом хорошего тона» среди продвинутой «кёнигсбергской» молодёжи.

Не так давно вышел поэтический сборник некоего молодого литератора, который сразу сообразил, что может прославить его в местном сообществе сторонников всего германо-немецкого и восточно-прусского. И он затянул песнь о старом Кёнигсберге и его Королевском замке, о героически-трагическом немецком солдате, его «чести и верности». А в качестве иллюстраций используются фотографии немецких военных на поле боя. Кстати, фотографий с русскими солдатами – ни одной!

В общем, типичная стихотворная агитка на тему прекрасного немецкого прошлого города Кёнигсберга. Попутно оправдывается германская военщина, развязавшая войну против нашего народа, как, например, в стихотворении «Военный преступник», в котором с сочувствием живописуются переживания эсэсовца-убийцы, который твердил в оправдание, что «спасенья от приказа в мире нет…». И вообще, так сказать, Сталин не лучше Гитлера, поэтому в войне все стороны одинаково виновны. Именно эта мысль, очень популярная у современных лживых западных идеологов, так и сквозит меж строк нового стихотворца.

Душою наш юный сочинитель весь там, в прекрасном старом Кёнигсберге. Его непрерывный «плач» по немецкой старине города напоминает стоны сказочного Пьеро о потерянной им Мальвине. Судите сами по стихотворению «На руинах Кёнигсберга»: «Иду я по руинам Кёнигсберга / По каменной булыжной мостовой, / Иду по землям Германа, Штальберга, / По землям нашей славы боевой». Чьей же славы-то?

И опять о туманном силуэте Королевского замка, разрушенных кварталах города, на месте которых стоят «коробки» советского времени. Так и видишь нашего стихотворца в немецкой форме со шмайсером в руках, защищающим свой прекрасный Кёнигсберг от русских варваров. Как же ещё объяснить его упоминание этой земли «славы боевой» в сочетании с ненавистью к советскому периоду истории города? В стихах он подлинный тевтон, для которого ничего не существует кроме старых немецких имён и преданий. Да он и не скрывает своей идентичности, как сейчас принято говорить в его кругу прусских «евророссиян».

В послесловии, обращаясь к читателям, он пишет о вековечной местной «немецкой земле» и что сам он «…является приверженцем космополитизма, считая своей родиной Россию наравне с Германией».

Повальная тевтонская мода охватила нынче нашу культурную тусовку. То, чем она занимается, – это чистая идеология, причём совсем не на благо отечества направленная. Хорошо бы нам всем это понимать.

Владимир ШУЛЬГИН, КАЛИНИНГРАД

Обсудить в группе Telegram

Владимир Шульгин

"Родился я в 1953 г., в Восточной ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS