Бойкот как способ подёргать за хвост китайского дракона
Случилось то, что и должно было случиться. Тибет должен был рвануть либо в преддверии Олимпиады, либо во время неё. И вот беспорядки в Тибете начались. Ответные действия китайских властей были ожидаемо жёсткими. И тут же с самых высоких трибун звучат призывы к бойкоту Олимпиады в Пекине.
Судьба тибетцев, конечно, драматична, там пролилась кровь, но нельзя не обратить внимания, как споро, словно по давно ожидаемому сигналу, использовал Запад создавшуюся ситуацию.
Олимпиады сегодня – события такого масштаба, что вокруг них не могут не полыхать политические страсти и интриги. Ещё до того, как 13 июля 2001 года Пекин получил право провести Олимпийские игры, звучали протесты – Китай едва ли сможет улучшить положение с соблюдением прав человека, свободы слова... Чем ближе была Олимпиада, тем больше нарастало давление на Китай. В палату представителей Конгресса США были внесены сразу две резолюции об официальном бойкоте Игр в Пекине. Повод – политика Китая внутри страны, а также в отношении Судана, Бирмы и Северной Кореи. Если Китай хочет видеть у себя американских спортсменов, он должен перемениться, больше соответствовать западным ценностям.
От американцев не отставали европейцы. Предлагалось начать общеевропейские дебаты по вопросу о том, должны ли спортсмены бойкотировать Олимпийские игры в Пекине в ответ на подавление религиозных свобод, особенно в Тибете... Прямо говорилось, что нужно использовать Олимпиаду для того, чтобы давить на Китай. Словом, китайского дракона дёргали за хвост при первой же возможности.
Были ли эти угрозы действительно серьёзны? Вряд ли. Да, США и их союзники бойкотировали Олимпиаду в Москве в 1980 году, однако с тех пор многое в мире переменилось. Обострение отношений с Китаем сегодня никак не в интересах США, они слишком зависят друг от друга.
«Китаю и США не предначертано быть противниками, – подчеркнул на днях сенатор Маккейн, кандидат в президенты США от республиканской партии и весьма вероятный будущий президент. – У нас есть много совпадающих интересов, и мы надеемся, что наши отношения будут развиваться таким образом, чтобы это шло на пользу обеим странам, Азиатско-Тихоокеанскому региону и миру в целом». Потом, правда, Маккейн произнёс ритуальную фразу, дабы показать, что зависимость от могучего Китая не помешает Америке проводить привычную политику. «Однако до тех пор, пока Китай не станет двигаться в направлении политической либерализации, наши отношения будут основываться на совпадающих время от времени интересах, а не на совпадающих ценностях», – сообщил он. Думается, китайцев вполне устроят совпадающие время от времени интересы, а с ценностями они спешить не будут. В Поднебесной свои представления о таких вещах.
Мировая экономика, пребывающая в состоянии кризиса, сегодня очень зависима от Китая. В принципе ему ничего не стоит её обрушить. Это всем понятно. Потому в отличие от пылкого француза Саркози, заявившего о нежелании ехать в Пекин, более уравновешенный англичанин Браун просто отмолчался. Премьер Японии Ясуо Фукуда даже не стал увязывать события в Тибете с Олимпиадой в Пекине. Премьер-министр Японии аккуратно заявил: «На нынешнем этапе представляется не вполне уместным увязывать Олимпиаду с тибетскими событиями». А обозреватели тут же объяснили: Фукуда таким образом надеется взамен добиться уступок со стороны Китая по вопросам разработки нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море и проблемам торговых отношений.
Естественно, не только гипотетический бойкот, но и спекуляции на нём не в интересах пекинского руководства, оно будет всячески стараться снизить градус напряжённости. Однако при этом оно ясно понимает, что угрозы, исходящие с Запада, в данном случае весьма напоминают знаменитое китайское «сто сорок седьмое серьёзное предупреждение»...
Но Запад, конечно, не мог упустить столь лакомую возможность продемонстрировать свою приверженность былым ценностям и одновременно показать, кто в доме хозяин, кто решает, быть празднику или не быть. Да и хоть в какой-то мере подорвать растущее влияние Китая тоже приятно, а слегка сбить с него спесь – полезно.
Для нас эта история – наука. Своеобразное тибетское предупреждение. Сочинская Олимпиада вполне вероятно поставит перед Россией те же проблемы. У медведя-то тоже есть хвост.
Очевидно, что начнутся те же разговоры и те же предупреждения. А уж позаботиться о поводах для них желающие найдутся.