Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Литература

Тигр, ангел и пограничье

18 января 2025

Юрий Нечипоренко. Бахтияр Мурсалов. Лестница в небыль// Аврора. – 2024. – № 1.

В начале прошлого года в журнале «Аврора» вышла новая повесть Юрия Нечипоренко и Бахтияра Мурсалова – «Лестница в небыль». Её предваряет эпиграф из Блейка: «Tyger! Tyger! burning bright / In the forests of the night». Уже одно это сочетание заглавия и эпиграфа даёт понять, что перед нами непростой текст, будящий читательскую мысль.

«Лестница в небыль» – сложный жанровый сплав. Это и повесть о человеческих взаимоотношениях (значительное место там занимает любовная линия), и философская повесть о взаимодействии западного и восточного начал, и текст о мистике (на жизнь героев таинственным образом влияет старинный перстень, изображающий голову тигра, – и символический пласт, связанный с тигром, очевиден в повести). Есть в ней и явные черты такого подзабытого ныне жанра, как «производственный роман»: много места отводится описанию работы врачей и учёных-вирусологов: их научному поиску, экспериментам и открытиям, идущим на пользу человечеству, трениям с начальством и даже (примета времени!) необходимости выбора между служением научной идее и поиском хорошо оплачиваемого рабочего места для прокорма семьи.

Но если прибегнуть к самой высокой степени обобщения, правильнее всего будет сказать, что это повесть о стоянии на границе.

Прежде всего, речь идёт о границе между Востоком и Западом. В географическом отношении таким пограничным регионом является Дагестан, откуда родом основные персонажи повести: врач и молодой учёный Алик Гусев, ювелир Мурад и его возлюбленная Ольга, независимая и волевая «леди-коуч» Зинят…

Однако о такой границе можно говорить и в философском плане. Алик, «родившийся на стыке Европы и Азии, считал, что самая плодотворная почва для развития культуры – как раз на границе Запада и Востока». Граница – и это существенно! – мыслится при этом как нечто дающее возможности для синтеза, раскрывающее потенциал обоих явлений, которые она соединяет.

Такой синтез Востока и Запада в романе проявляется даже тогда, когда речь идёт о… вирусологии. Алик лечит пациента, у которого в организме комбинировались вирус SARS (тот самый, знакомый читателям по новостям о пандемии в Европе несколько лет назад) и ближневосточный вирус MERS, вывезенный из Египта.

Противоположные философские категории в повести непременно синтезируются – и из этого синтеза рождается нечто смелое и прогрессивное. Ярким примером здесь может служить разговор Алика и Андрея Арканова, в котором отвлечённые, казалось бы, материи дают толчок новым идеям в профессиональной сфере:

«– Ладно, раз уж мы заговорили об этом... Помните, мы с вами говорили о том, что антитела в организме напоминают ангелов, защищающих нас от болезней? Оказывается, не только нам это пришло в голову. Есть даже скульптура «Ангел Запада», на которой изображено антитело в круге, как человек у Леонардо да Винчи. – Шеф показал Алику на экране компьютера изображение скульптуры «Ангел Запада» перед Институтом биологии в США. Алик знал, что на Западе наука в этой области развита сильнее нашего. Там и связь науки с искусством проработана досконально начиная с Леонардо да Винчи. Однако ему вдруг стало обидно. Он, родившийся на стыке Европы и Азии, считал, что самая плодотворная почва для развития культуры – как раз на границе Запада и Востока, в Евразии. И вдруг оказывается, что антитело – это ангел Запада.

– А что же, на Востоке живут другие люди? У них другие антитела – не ангелы, а демоны? Каким будет тогда «ангел Востока»?

Шеф быстро нашёлся:

– Если ангелы Запада – антитела, то ангелами Востока будут лимфоциты!

– Точно! Клеточный иммунитет дополняет антительный!

– Да, это две стороны одной медали. О клеточном иммунитете мало что известно».

В том, что касается описания вирусных заболеваний и методов борьбы с ними, автор этих строк всецело доверяет авторам повести – учёному-биофизику и провизору. (И то и другое в «Лестнице в небыль» описано весьма подробно и популярно.) Я не могу привести других примеров современной крупной прозы, в которых в центре внимания была бы работа учёных-вирусологов во время пандемии. (Большинство литературных текстов об этом периоде недавней истории – во всяком случае, известных автору этих строк – описывают именно переживания «простых» людей.)

Медицинско-биологическая тематика в повести не отделена от прочих тем, подобно «красной зоне» в больнице, – напротив, она всячески интегрируется с ними, и как раз это позволяет научной мысли героя – и сюжету – двигаться вперёд.

В развитии научных идей Алика Гусева не последнюю роль играет «тигриный» символизм повести. В начале он возникает лишь как тема, связанная с антикварным перстнем в виде тигриной головы, и как интертекстуальный пласт, связанный со стихотворением Блейка, строки из которого вынесены в эпиграф: герои цитируют и сравнивают разные его переводы – и философствуют о тигре и его жертве. Но тигр также «подсказывает» герою, как искать методы лечения в сложном случае:

«Он вспомнил, как называется белок-рецептор: DPP4 – ди-пептидилпептидаза. А как она выглядит? Он задал поиск и нашёл картинку.

Алик внимательно разглядывал изображение. Это же голова тигра!»

Чувства, научный поиск, мистика, философия – всё это в повести оказывается связано, синтезировано друг с другом, и все составляющие этого синтеза в равной мере влияют на судьбы героев.

Мы привыкли прочно связывать представления о научной деятельности с понятием «анализ» и по возможности отграничивать её от других сфер жизни, особенно связанных с чувствами, символами, знамениями. Но «Лестница в небыль» ставит перед читателем вопрос: а может, как в науке, так и на «личном фронте» синтез порой плодотворнее анализа, а границы на самом деле призваны не разделять, а объединять?

Ольга Маркелова

Тэги: Журнальный вариант
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Творить собственные миры

    18.04.2025
  • «Неве» - 70, но она молода душой!

    16.04.2025
  • Космическое время года

    27.03.2025
  • В начале «квадратного года»

    14.02.2025
  • Долгий извилистый путь в дивный чертог Поднебесной

    31.01.2025
  • Мистика возвращения

    22 голосов
  • Первая пятилетка

    12 голосов
  • Листая славные страницы

    11 голосов
  • Преодоление обнуления

    9 голосов
  • Проникая в глубину бытия

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS