Столетие первого из 12 772 Героев Советского Союза
23 марта исполняется 100 лет со дня рождения легендарного лётчика Анатолия Васильевича Ляпидевского, при жизни вошедшего в легенду, по праву носящего Золотую Звезду Героя Советского Союза номер 1, спасшего женщин и детей с места катастрофы парохода «Челюскин» 5 марта 1934 года. О своём отце по просьбе «ЛГ» рассказывает его сын Роберт Ляпидевский.
– Хочу начать со слов, которые отец говорил о себе: «Нет в моей биографии ни удивительных открытий, ни замечательных открытий. Тихая моя биография. Многие спрашивают меня теперь, как я летал, падал, разбивался, замерзал, отчаивался, спасался. Но я не падал, не замерзал и не отчаивался. Самая скромная биография. Вспыльчивым я не был, покладистым меня тоже нельзя назвать. Обидчив ли я? Не особенно. Хотя... смотря кто обижает – это самое главное».
Отец был из кубанских казаков. Родился в 1908 году в станице Белоглинская (ныне село Белая Глина Краснодарского края) в семье учителя. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, затем Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе. Там состоялся его первый полёт. Главным своим учителем считал С. Леваневского, с которым прошёл всю лётную программу и тренировки на самолёте. Через несколько лет они встретятся на Чукотке, спасая экипаж «Челюскина». В мае 1931 года был откомандирован в Ейск лётчиком-инструктором, где летал на сухопутных машинах по дальнему для того времени маршруту: Москва–Харьков–Ейск. В марте 1933 года демобилизовался и добился перевода в Управление гражданского воздушного флота, а оттуда на линию Хабаровск–Сахалин. Анатолия Васильевича увлекали рассказы бывалых лётчиков, прошедших Арктику. Лётная работа в суровых условиях, жестокие морозы, частая многодневная пурга, полное безлюдье и отсутствие ориентиров – всё это усложняло, но и делало романтичным труд полярных авиаторов.
В октябре 1933 года во льдах у побережья Чукотки застряло несколько кораблей. Суда «Лейтенант Шмидт» и «Свердлов» освободились из ледового плена и самостоятельно добрались до бухты Провидения. Но пароход «Челюскин» застрял во льдах. Экипажи лётчиков предприняли несколько попыток перелететь в Уэлен, но возвращались из-за неисправностей моторов. К тому времени наступила полярная ночь, температура упала ниже 30 градусов. Но Анатолий Васильевич и его товарищи не теряли духа. Предшествующие неудачи не обескуражили их. Наоборот, они закалили их волю и обогатили лётчиков ценнейшим опытом. В результате экипаж Ляпидевского сумел всё же пробиться к Уэлену. Это был первый настоящий полёт Ляпидевского на Севере.
Начались бесконечные полёты вдоль побережья в поисках лагеря челюскинцев (104 человека, из них 9 женщин и двое грудных детей). Поиск шёл практически вслепую. Сказывалось полное несоответствие самолёта АНТ-4 поставленным задачам и северным условиям. 28 раз за 20 дней экипаж Ляпидевского пытался добраться до ледового лагеря, но сделать это удалось лишь 5 марта. Это был не только первый самолёт, добравшийся до лагеря, но и предвестник грядущего освобождения от ледового плена, знак того, что план спасения вполне реален. Пробыв в лагере около двух часов, экипаж на перегруженной машине, забрав 10 женщин и двух детей, вылетел в обратный путь. К сожалению, первый рейс Ляпидевского в лагерь челюскинцев оказался и последним. В районе Ванкарема самолёт потерпел аварию, на ремонт ушло 42 дня.
16 апреля 1934 года Президиум Верховного Совета СССР своим указом установил высшую степень отличия, мужества и героизма – звание Героя Советского Союза. Этого звания первым был удостоен Анатолий Васильевич Ляпидевский. С введением особого знака отличия в ноябре 1939 года Ляпидевскому была вручена Золотая Звезда ‹ 1 (орден Ленина ‹ 515). Результаты эпопеи спасения получили самую высокую оценку специалистов и прессы всего мира. Все газеты писали об исключительных подвигах советских лётчиков. Генерал Фулуа, начальник авиакорпуса армии США, заявил: «Спасением челюскинцев вписана блестящая страница в историю авиации. Бесстрашные авиаторы оказались на высоте положения».
«Великое сидение» во льдах на поломанном самолёте определило всю дальнейшую судьбу лётчика. Он хорошо понял, как важны для авиаторов надёжные моторы, навигационные приборы и отличная связь, и поэтому с удовольствием поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. В 31 год он получил инженерное образование. И был откомандирован в Наркомат авиационной промышленности, где занимал различные должности – от заместителя начальника главной инспекции до директора Московского авиационного завода ‹ 156, где в 1940–1942 гг. создавался опытный пикирующий бомбардировщик 103-В («Верочка»).
В период Великой Отечественной войны отец был заместителем командующего ВВС 19-й армии, затем начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. В 1944 году после признания высоких достоинств «Верочки» во фронтовом небе вновь возглавил завод ‹ 156.
После Победы А. Ляпидевского пытались перевести на «лёгкие» и почётные начальствующие должности. То главным контролёром Министерства госконтроля СССР, то заместителем министра авиационной промышленности. Не лежала душа крылатого человека к работе столоначальника. В 1949 году он был назначен директором завода Министерства среднего машиностроения, деяния которого на благо обороны державы засекречены и по сию пору. При Хрущёве в возрасте 50 лет генерал-майор Ляпидевский вышел в отставку и занялся общественной работой в совете ветеранов при ДОСААФ.
Но когда его пригласили ведущим конструктором на фирму Артёма Микояна, не пошёл, побежал в приподнятом настроении, с которым только и любил ходить на службу. Здесь прослужил вплоть до 1983 года, когда разрабатывались и запускались знаменитые сверхзвуковые реактивные МиГи.
После войны Анатолий Ляпидевский жил в столице. Вообще для него Москва значила очень многое. Два десятилетия он был депутатом Моссовета, вёл большую общественную работу, часто встречался с молодёжью. Несколько лет был бессменным председателем секции автомототуризма Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, не раз давал старты автопробегам как по России, так и за рубежом.
Его именем названы улицы в микрорайоне Лианозово Москвы и в Ярославле, океанский сухогруз, приписанный к Мурманску, лётное училище в Омске.
В 1934 году было предложено увековечить в столице имена первых Героев Советского Союза. Но при Сталине, когда памятники ставились в основном только ему, предложение убрали под сукно. Во времена хрущёвской «оттепели» посчитали неприличным увековечивать имена живых людей.
Но есть два памятника Анатолию Васильевичу – один установлен в 1990 году на родине лётчика, другой – на Новодевичьем кладбище в Москве, где он похоронен.
Записал
А. Ляпидевский с сыном. Начало 40-х годов
Спасённые девочки с парохода «Челюскин» – Карина Васильева и Алла Буйко