Понедельник, 22 июля, стал самым жарким в истории метеонаблюдений. В этот день планета прогрелась до 17,16 градуса. В июле аномальная жара обрушилась на большинство стран Северного полушария, в том числе и на Русскую равнину. Рекордно низкие температуры с обильными снегопадами в начале года, ранняя весна, сменившаяся арктическими заморозками, жара, тропические ливни, грозы, град, тайфуны и смерчи летом. Какие сюрпризы принесёт осень? Что ждёт нас – глобальное потепление или глобальное похолодание?
В среде учёных согласия нет. Вот недавно эколог Мэтью Фицпатрик из университета штата Мэриленд (США), основываясь на гипотезе глобального потепления из-за увеличения содержания диоксида углерода (углекислого газа) в атмосфере Земли, составил интерактивную карту изменений в Северном полушарии. По его расчётам, за будущие полвека среднегодовая температура поднимется на шесть (6) градусов Цельсия и все существующие ныне климатические зоны сдвинутся на север. То есть наша столица окажется в субтропиках, а подмосковные леса исчезнут и сменятся степями. Но насколько его прогнозы верны? За последние двести лет содержание диоксида углерода в атмосфере Земли увеличилось на одну сотую процента: с 0,028% до 0,038% в 2005 г. Стоит ли бояться этих бесконечно малых долей процента, тем более что диоксид углерода активно расходуется в реакции фотосинтеза с образованием кислорода?
Основным парниковым газом является отнюдь не диоксид углерода, а водяной пар. Если водяной пар вреден, то почему все климатологи, экологи типа Греты Тунберг и учёные, вдохновлённые шведской школьницей с синдромом Аспергера, не бьют тревогу об огромных количествах пара, образующегося при сгорании лесов? Согласно химической реакции при сгорании 192 тонн древесины (примерный вес трёх железнодорожных полувагонов с лесом) образуется 108 тонн водяного пара при равных объёмах сгоревшего кислорода и получившегося углекислого газа. И эти тонны водяного пара попадают в атмосферу и в стратосферу (11–50 км от Земли), создавая парниковый эффект. А ведь каждый год по вине человека только в Российской Федерации, США, Канаде и Бразилии выгорают миллионы гектаров леса. Сколько миллионов тонн древесины (стволов, веток, хвои, листвы, травы) уничтожает огонь? Сколько миллионов тонн водяного пара образуется?
Эти миллионы тонн водяного пара нарушают тысячелетиями сформировавшееся равновесие, где-то проливаясь страшными ливнями, а где-то иссушая последние капли влаги. Два года назад в Тихом океане взорвался подводный вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Поскольку вулкан находится под водой, сильнейший жар превратил в пар до 150 млн тонн морской воды, который вознёсся в стратосферу. Водяной пар в стратосфере имеет два основных отрицательных эффекта. Во-первых, он участвует в химических реакциях, разрушающих озоновый слой. Во-вторых, на такой высоте пар превращается в мощный парниковый газ.
В стратосферу попал и вулканический пепел, создающий экран для солнечных лучей и, как следствие, условия для охлаждения климата. Грядущее похолодание пророчат и ряд экологов. Вот, например, датские учёные на основе построенных ими математических моделей климата и новых данных наблюдений за состоянием течения Гольфстрим объявили, что Европе грозит новый ледниковый период. Этот сценарий только что опубликовали ведущие мировые СМИ. Он стал очередной «уликой» для обвинения глобального потепления во всех катаклизмах климата. И этот сценарий, по их прогнозам, начнёт реализовываться не в какой-то далёкой перспективе, а совсем скоро – начиная с 2025 года.
К климатической проблеме активно подключились астрономы. Что там какой-то Гольфстрим или Эль-Ниньо (колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океан), когда солнце, оказывается, способно охладиться. Астрономы утверждают, что к 2030 году солнечная активность снизится на 60 процентов, что приведёт к малому ледниковому периоду. Результаты исследования были представлены на собрании астрономов в Уэльсе. Наступит, по их выкладкам, новый Маундеровский минимум, подобный тому, что был во второй половине XVII века, когда замерзала Темза в Лондоне.
Так кому верить? Почему учёные с разными мнениями и расчётами не соберутся вместе и не обсудят свои выкладки с обоснованием единого вывода и не представят свои предложения политикам? На прошлогодней Конференции ООН по климату объявили о начале конца нефтяной эпохи. Полный отказ от ископаемого топлива должен произойти к 2050 году. Это решит проблему, леса гореть перестанут? Или всё-таки прав нобелевский лауреат зоолог Конрад Лоренц, мрачно заметивший: «Человек слишком глуп, чтобы выжить».
Михаил Чижов,
инженер-химик, эколог,
Нижний Новгород