Был я нынче в конторе не последнего розлива. Визит с предсказуемым результатом.
«Выхода нет» – табличка на двери в конце длинного учрежденческого коридора. Спасибо, предупредили по-хорошему, только надо бы табличку эту в начале коридора пришпилить. А лучше и вовсе в подъезде. Чтобы посетитель знал, что его ждёт. И не тратил времени попусту. Правда, в этом случае весь коридор с множеством дверей пришлось бы прикрыть – за ненадобностью.
* * *
«Выбирай из трёх одно – дуб, орех, пшено» – из детской считалки.
Сколько себя помню – всё стоим перед выбором.
* * *
«Ведь можем, когда захотим!» Любимое присловие той поры, когда мы, ведомые Никитой Сергеевичем Хрущёвым, догоняли Америку.
И вправду можем.
Только вот желания непредсказуемы.
* * *
«Чего-то хотелось: то ли конституции, то ли севрюжины с хреном», – это Салтыков-Щедрин, это не про нас. Господь с вами, какая севрюжина? О чём вы?
* * *
Как человека, который стал жить хуже, убедить в том, что он стал жить лучше? Дать ему понять, что если он не убедится (или не сделает вид, что убедился), то может быть ещё хуже.
И ведь срабатывает, куда денешься.
* * *
Шоу-бизнес существовал везде и всегда, существовал и знал своё место. Если он перестаёт знать своё место – это признак общественного неблагополучия. Если общество оказывается солидарно с шоу-бизнесом в этом незнании и начинает жить по его правилам…
За других не скажу, но лично меня существование на шоу-планете вряд ли устроит.
* * *
Ещё по телевизору банковскую рекламу показывают, где строки из письма Татьяны к Онегину перемешиваются с вновь сочинёнными, прославляющими деятельность банка. Судя по тому, что указанная реклама выходит ежедневно по нескольку раз, в банке и на телевидении ею довольны. А мне вот что любопытно. Живи нынче Родион Романович Раскольников и ознакомься он с рекламными чудесами – на кого бы он решился поднять топор?
Его ведь тоже к этим чудесам приобщили.
* * *
Прочитал в газете, что некий чудак из Канады вывел на прогулку сразу тридцать восемь дворняжек на поводках и никого это особенно не удивило. Ну, любит животных.
И вдруг ассоциация: чеченская война, Ельцин заплетающимся языком толкует что-то о тридцати восьми снайперах, которые кого-то окружили, а потом неизвестно куда делись. Ну почему – дворняжек и снайперов одинаково? Кто и где, в какой потусторонности потешается, выдумывая совпадения подобного свойства, разумеется случайные.
А может, и вовсе не было снайперов? Как говорил один мой добрый знакомый – то с рогами привидится, то без рогов. В соответствии с принятой нормой.
* * *
Первый разговор в рюмочной.
– Опять с пьянством бороться будем.
– Сколько уж раз… Цены повышали.
– Было.
– Продажи ограничивали.
– Было.
– Штрафы выдумывали.
– Было.
– А толк был?
– А толку не было.
– Ну тогда ещё по сто пятьдесят.
Второй разговор в рюмочной.
– Позавчера выпивали?
– Выпивал.
– А вчера?
– И вчера.
– И сегодня?
– Что, не видите?
– Ну, завтра сам бог велел.
– Завтра – нет.
– Почему? Воскресенье – выходной.
– Вот именно, выходной. Мне что же, отдыхать не надо?
Третий разговор в рюмочной.
– Ты же говорил, в воскресенье – нет.
– Постановление правительства читать надо. Выходной перенесли.
* * *
А у нас недавно холодильник забарахлил. Пригласили холодильного мастера.
– Новый покупать надо? – обречённо спросил я.
Мастер что-то подкрутил, что-то подмазал, потом сильно врезал нашему мастодонту по боку. Холодильник заработал.
– Он у вас давно?
– Да лет двадцать уже…
– И ещё двадцать профурыкает. Не сомневайтесь. А новый, конечно, купить можно. Украшение кухни, с прибамбасами. Года четыре протянет.
* * *
Холодильники, автомобили, стиральные машины… Не случалось ли вам обращать внимание, что нынче у всех этих благ цивилизации, в отличие от старых, топорно сработанных мастодонтов, значительно сокращаются сроки годности, гарантийные сроки?
Не готовится ли человечество, интуитивно, неосознанно, подспудно, – не готовится ли оно к завершению своей деятельности? Вот и поторапливается взять побольше – но чтобы уложиться в гарантийные сроки.
* * *
Чушь. Безответственные фантазии. Ясно же, что не может так быть. А вот мне – не ясно. Господи, да ведь вон когда ещё Николай Васильевич Гоголь додумался, что Нос статским советником быть может.
А мы до сих пор сомневаемся.
* * *
Опять-таки прочитал в газете: учёные люди полагают, что на определённом этапе развития кошки лучше понимают людей, чем люди друг друга. Наблюдая за происходящим на планете, приходишь к выводу, что это очень даже может быть. А на каком этапе развития – бог ведает.
* * *
И вообще, по слухам из научных кругов, установлен факт: существует разновидность крокодилов, у которых от головы до хвоста четыре метра, а от хвоста до головы – пять. Когда меряешь от хвоста, крокодил расслабляется и делается длиннее. Ну да, научный факт. А факты, как известно, упрямая вещь. Так, кажется, Ильич говорил.
А может, и не Ильич. Мало ли. К безразмерным крокодилам, титулованным Носам, к торопливым холодильникам, к кошкам, которые умнее людей, – ко всему привыкаешь*.
* * *
Вот и к возможности ядерной войны привыкаем, она становится частицей обыденности, известные политики выступают с трактовкой. Да что политики – говорят, даже Маша Распутина на сей счёт высказалась, на вечеринке ли, на корпоративе.
* * *
Вы фильм на «Последнем берегу» Стэнли Крамера помните? Там, в преддверии ядерного конца, тоже была своя обыденность, и светская жизнь, и вообще, как бы жизнь – так что и не разберёшь уже, что где.
Знаки времени. Органичнейшее смешение видимостей и сущностей.
* * *
Тридцать восемь снайперов.
* * *
Абсурд тогда абсурд, когда он доведён до абсурда. Гоголь, Кафка, Мрожек.
* * *
Беда с этими творцами – вечно им надо осознать, достучаться, предупредить.
Может, оттого и затягивается подготовка к завершению деятельности. Затягивается, откладывается в отчаянной попытке – быть.
Да хоть бы и Машу Распутину ещё разок послушать.
* * *
Вот прожита жизнь – думал я, покидая контору, с которой начал своё нынешнее общение с читателем, – и многими сверстниками моими прожита достойно, очень достойно. Так как же получилось, что мы сегодня, при всех наших достоинствах, подошли к той черте, к которой подошли?
Честно говоря, неожиданные итоги.
Дуб, орех, пшено… Выбрали? Впору ещё по сто пятьдесят.
________________________
* Ещё тут недавно двухметровую рыбу поймали с головой лошади. Ну поймали и поймали. Ну лошадь. Что особенного. Лошадей, что ли, не видели? В «Грозе» у Островского странница Феклуша и вовсе утверждала, что есть земля, где все люди с пёсьими головами.