Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Точность формулировок и воля народа

01 января 2007

ОЧЕВИДЕЦ

Юрий БОЛДЫРЕВ

Политическая реформа запущена. Её направление определено как повышение уровня и качества народного представительства. С этих позиций и рассмотрим предложенные меры.

В первую очередь увеличивают сроки полномочий президента и Думы. Зачем? Если проблемы у нас в том, что не успеваем за короткий срок что-то довести до конца, то срок надо увеличивать. Если же проблемы в том, что делаем не то, что нужно обществу, то, напротив, власть надо менять чаще.

Каково мнение самой власти, очевидно. Что ж, если избиратель согласен, нет проблем. Если же сочтёт иначе, то он и на больший срок сможет избрать других. Непонятно одно: зачем реформу запустили с такой скоростью?
Теперь вернёмся к началу – ведь зачем-то президент огласил эти меры в определённом порядке?
Первая мера: представительство (по одному-два мандата) партиям, набравшим от пяти до семи процентов голосов. Позволит ли эта мера решить карьерные задачи лидеров этих партий? Наверное. Но даст ли она возможность на что-то влиять? Очевидно – нет.

Вторая мера: представление президенту предложений по кандидатурам губернаторов партиями, победившими на региональных выборах. Радикально это мало меняет, но интересно другое: будет ли закреплено в Конституции? Если будет, то тогда и суть в другом: закрепить в Конституции назначение губернаторов вместо ныне имеющегося (формально по Конституции) права субъектов Федерации самим определять систему органов своей власти.

Мера третья: отмена денежного залога на выборах, а также снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах, плюс освобождение от сбора подписей партий, набравших более 5 процентов голосов или имеющих фракции в более чем трети региональных парламентов. Что ж, это адекватно направлению реформы. Правда, ещё важнее изменить порядок признания подписей недействительными, исключив произвол.

Мера четвёртая: формирование Совета Федерации только из лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления, а также отмена ценза оседлости. Эта мера также соответствует заявленному направлению реформы, но вряд ли может на что-либо повлиять. Ведь и в местные парламенты у нас избирают по партийным спискам. Значит, все те (в том числе бывшие госслужащие – супермиллионеры, освобождённые от уголовного наказания по амнистии), кому место сенатора обещано сверху, вновь будут сенаторами…

Мера пятая: снижение количества членов организации, необходимое для регистрации партии. Это важная мера, соответствующая заявленному направлению реформы. Но, чтобы стать эффективной, она должна быть дополнена и существенным облегчением всего процесса регистрации партий.

Мера шестая: требование ротации партийного руководства. Мера, казалось бы, соответствующая заявленному направлению. Но на деле это – излишнее вмешательство в партийную жизнь. Здесь нужно не регламентирование извне, а свобода конкуренции между партиями, в том числе реальное облегчение процесса создания новых партий.

Мера седьмая: возвращение представительным органам местного самоуправления контролирующих функций, а также права отстранять от должности руководителей исполнительных органов. Напомню, до переворота 1993 года такие права у местных представительных органов были (право отстранять, как правило, было). Их возвращение – дело необходимое.

Мера восьмая: привлечение к законотворчеству общественности (Общественная палата и т.п.). Эта мера, казалось бы, тоже адекватна. Но на деле, если депутатов надо искусственно принуждать прислушиваться к обществу, значит, что-то неверно в системе формирования парламента.

Мера девятая: создание гарантий освещения деятельности парламентских партий в государственных СМИ – мера, расширяющая возможности оппозиции, но больно бьющая по правящей партии. Будет ли она реализована? Не исключено, что параллельно просто откажутся от государственных СМИ, а частным, принадлежащим какой-нибудь «Нанокорпорации», – якобы не прикажешь…

Мера десятая: обеспечение свободы слова технологически – через доступ к цифровому телевещанию, Интернету и т.п. К уровню и качеству народного представительства это вряд ли имеет отношение: есть вещи, которые происходят сами. Конечно, можно запретить, но многое, например ветер, запретить невозможно. Обещают и не пытаться запрещать – уже хорошо.

Что же касается свободы дискуссии, то проблема глубже. Если все будут общаться только на миллионах фрагментов единой сети, то и единого общества не будет – будет лишь атомизированная толпа. Когда же возникают структурированные фрагменты единого пространства, способные объединять, технологии манипулирования такими фрагментами уже отработаны. И всякое подобное общее информационное пространство обречено на все те же процессы монополизации и борьбы против монополизации – как и всё в этом мире, что представляет какую-то ценность.

И, наконец, последняя мера: вернуть парламенту контрольные функции в отношении исполнительной власти. У федерального парламента эти полномочия были до переворота 1993 года. С моей точки зрения, отказ парламенту в праве контролировать исполнительную власть, да ещё и в период масштабной приватизации госсобственности, одна из целей тогдашнего ельцинского переворота и один из основных смыслов всей нынешней Конституции. И если теперь взят курс пусть в условиях управляемого парламента, но всё-таки на возврат ему контрольных полномочий, это-то и является подлинной конституционной реформой.

Конечно, можно трактовать предложение и ограничительно – как лишь обязанность правительства ежегодно отчитываться в Думе, а как организовать процесс так, чтобы реального парламентского контроля не допустить, – хорошо известно. Но, с другой стороны, реализация парламентом ныне возвращаемых ему контрольных полномочий (пусть даже и в усечённом объёме) в конечном счёте будет зависеть не столько от идеальности конституционных формулировок, сколько от степени осознания обществом необходимости такого контроля и готовности за него бороться, посылая в парламент соответствующих людей и соответствующие партии.

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции

Обсудить в группе Telegram

Юрий Болдырев

Болдырев Юрий Юрьевич - экономист, публицист. Р... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS