, председатель правления Союза писателей России
Начало 30-х годов для СССР означало, что советская власть укрепилась довольно основательно. На глазах Европы и Америки, попавших в небывалый экономический кризис, возрастала индустриальная мощь СССР. В США под ударами Великой депрессии и нарастающего социального протеста признают Советский Союз и устанавливают с ним дипломатические отношения.
Внутри партии коммунистов сторонники Троцкого, мировой революции, все крылья ревизионистского социал-демократизма, левого бунтарства и их лидеры, отодвинутые от первых ролей, готовились к реваншу. В стране же стала оформляться линия, ориентированная на национальные традиции, внутренние ресурсы, большая часть руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с миром фашизма и безнационального капитала не можем рассчитывать на помощь мирового пролетариата, а должны опираться на собственный народ, на собственную экономику, историю, культуру.
При разгуле Наркомпроса, где пыталась верховодить Н.К. Крупская, изгонялся из школьных библиотек «певец дворянских усадеб» Александр Сергеевич Пушкин и другие «непролетарские» писатели. Но в это время группа руководителей страны дала сигнал к массовому, миллионному изданию классиков отечественной литературы, создавая библиотечки для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Гоголя, Л. Толстого, Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Крылова. Поистине всенародно отмечалось столетие со дня гибели Пушкина в 1937 году. А представляете, если бы в это время, когда Россия произвела подлинную культурную революцию и когда миллионы людей преодолели безграмотность, они получили бы в качестве чтения, как ныне, комиксы, детективы и тому подобное?
Начала вырисовываться линия на возрождение исторических традиций, стали вспоминать о победах русского народа над иноземными захватчиками. Красные дьяволята, революционеры потеснились, уступая место Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру I. Появилось письмо руководителей страны (Сталин, Жданов, Киров) о том, что надо проявить уважение к истории страны, к её военным, научным, культурным достижениям. Правда, всё было несколько позднее. Но уже в 1933–1934 годах это проявилось в подготовке и проведении Первого съезда писателей, который стал полем идейной схватки многих сил, и не только тех, которые были внутри страны.
Немалая часть русских писателей, не принимая идеи и действия советской власти или просто попав в водоворот исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль отечественной классики. В Советской же России, как казалось многим, литература в национальном русском смысле никогда не возродится. Да и откуда? Когда лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности, провозглашали курс на разрушение традиций. Они распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, делать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё было подчинено идее мировой революции, идее уничтожения «до основания» старого мира и броска в грядущее. Они не замечали выдающихся рассказов М. Шолохова, сквозь зубы говорили о Л. Леонове, В. Шишкове, с презрением называя их «попутчиками».
Руководящие рычаги оказались в руках РАППа, ВОАППа, МАППа – так называемых пролетарских организаций писателей. Они создали или захватили почти все литературные и общественно-политические издания, они, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, пытающихся создавать национальную литературу. Это в каком-то смысле повторилось в 80–90-е годы, когда всё общество и, естественно, литературу загоняли в русло «демократии». Удивительно: меняются лозунги, но не меняются методы «неистовых ревнителей», наряжающихся то в одежды пролетарские, то в либеральные, то в демократические…
В 30-е годы в недрах власти, общества многие задумывались о судьбе России, искали пути её возрождения, не ставя вопрос о реставрации дореволюционного строя. Конечно, об этом можно немало рассуждать, но здесь не должно быть одной краски, ибо исторические задачи на каждом отрезке времени вставали перед страной и властью с учётом мировых событий по-своему, и отвечать на них надо было нестандартно и ответственно. Общество было тогда неоднородно, немало было тех людей, кого причисляли к эксплуататорам, кого к беднякам, пролетариям. Хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей. В 60-е годы я встретился с одним крупным учёным, который вовсю ругал коммунизм и власть. Я осторожно спросил: «У вас вся грудь в орденах, вы лауреат Государственной премии и так ругаете коммунизм, почему?» – «Ну а что, я и в 30-х годах ругал власть, но когда понял, что впереди война, что Россию никто, кроме нас самих, не спасёт, решил укреплять мощь Отечества и создавать новую технику». Думаю, что такое настроение было характерно для многих людей в те годы.
Для писателей, обладавших талантом, реалистическое «попутничество» было характерным путём в литературе того времени. Это не могли не заметить «реалисты» власти. Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932 году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому было решено ликвидировать РАПП и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый союз. М. Горький, которого считают инициатором подобного решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа. По-видимому, идея объединить писателей возникла у руководства страны, и в первую очередь у Сталина. Нет сомнения, что это было продиктовано и желанием приспособить литературную организацию к общегосударственным нуждам и общепартийным задачам. Но за этим просматривалась и попытка обуздать «неистовых ревнителей» в культуре, составлявших второй троцкистско-бухаринский эшелон.
Съезд открылся 17 августа 1934 года. Открыл его и выступил с основным докладом М. Горький. Конечно, можно критически отнестись к этому съезду, но на нём всё-таки была развёрнута панорама действующей, многообразной литературы страны. Показал ли он все наличные силы, назвал ли все достойные имена? Нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция давала свой бой. Можно приписывать все «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами кроме М. Горького выступали Н. Бухарин, К. Радек. А ведь именно Н. Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» с разгромом Сергея Есенина. Столь же безапелляционен был и К. Радек. Эти оппозиционеры Сталину формировали и свою литературную оппозицию. А.М. Горького они использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Конечно, всё это может выглядеть как чисто политическая кухня съезда. Но всё-таки выстраивалась и литературная составляющая. В президиум съезда были избраны такие известные писатели, как М. Горький, Ф. Гладков, Вс. Иванов, Л. Леонов, П. Павленко, Л. Сейфуллина, А. Серафимович, Н. Тихонов, А. Фадеев, К. Федин, М. Шолохов, И. Эренбург. И разговор о литературе, о художественном творчестве, о народных истоках, об истории, о таланте, о языке состоялся. Чего стоят слова М. Горького:
«...начало искусства слова – в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего»!
Конечно, Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но имелись некий простор, условия для творчества, и особенно материальные опоры (достаточно вспомнить сформированный в те годы Литфонд, дачи в Переделкино, дома творчества, дома литераторов, издательство «Советский писатель» и т.д.)…
Многие успели подзабыть, что до Великой Отечественной войны Союза писателей России не существовало. Был созданный Горьким Союз советских писателей, имевший республиканские отделения во всех советских республиках, кроме России. Такое странное положение являлось следствием политики, заложенной ещё в послереволюционные 20-е годы Троцким и его соратниками, мечтавшими о всемирном интернационале и ненавидевшими всё русское. Русский народ, самоотверженно нёсший тяжесть развития государства, оказался в ущемлённом положении. В Российской Федерации не было и своей Академии наук, и даже коммунистической партии РФ. Русское самосознание не только не развивалось, но напротив, угнеталось, считалось шовинистическим, националистическим.
Но после войны отношение к русскому народу стало меняться. Он показал свою самоотверженность, свою сущность государствообразующего народа, именно русский народ внёс основной вклад в Победу. Переломным, наверное, стал исторический тост генералиссимуса Сталина «за великий русский народ». На этой волне в 1957–1958 годах и был создан Союз писателей РСФСР – ныне Союз писателей России. Возглавил его выдающийся русский писатель Леонид Соболев (кстати, что удивительно – беспартийный!). В первые годы деятельности СП РФ происходило создание областных его отделений, формирование органов управления. Тогда же выкристаллизовалась и духовно-идеологическая составляющая деятельности СП России. И хотя ни в каких документах отразить её не представлялось возможным, но вышедшая в 1957 году книга Владимира Солоухина «Владимирские просёлки» несла в себе мощный заряд русской идеологии. Вот тогда и появилась группа писателей, которые не боялись произносить и писать слова «Русь», «Россия», «русский»… По сути своей, созданный Союз писателей РСФСР стал единственной легально действующей организацией, вставшей на защиту русских в Советском Союзе.
При Хрущёве патриотизм был явно не в почёте, особым гонениям подвергалась и православная церковь. В те годы было уничтожено православных храмов больше, чем в 20–30-е годы. После того как Хрущёв был смещён со своих постов, дышать стало легче.
…Так получилось, что к началу перестройки русское движение возрождения подошло несколько растерянным и разобщённым, а потому и проиграло «битву за умы» «перестройщикам» и либералам-западникам. Но к 1994 году Союз писателей России, уже очистившийся от антирусских настроений, на своём съезде провозгласил свои основные принципы: следовать традициям классической русской литературы; утверждать реализм как главное художественное направление; утверждать нравственность; бороться за чистоту русского языка; быть державниками.
С этого момента, можно сказать, наступил третий этап в истории Союза писателей России, когда он стал Союзом писателей, объединённых идеей духовного возрождения России.
В 2005 году в Кремле президент Путин вручал мне орден Почёта, я сказал, что считаю его «наградой Союзу писателей России, который стремится продолжать традиции русской классической литературы, литературы нравственной и духовной, союзу, который стоит на страже русского языка, языков народов нашей страны. Нация сохраняется, если даже полностью изменится её экономическая основа. Нация сохраняется, если изменяется государственное устройство, даже если исчезнет государство. Но если пропадает язык, нация перестаёт быть таковой. Остаётся народонаселение… Награду мы оцениваем как заботу общества и власти о русском языке, о нашей духовной скрепе, о нравственной основе литературы».
Мы работаем по многим направлениям, но главное, к чему мы стремимся, – чтобы наш союз всегда участвовал в созидательных акциях во благо Отчизны. Мы являемся соучредителями Всемирного Русского народного собора, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Я являюсь заместителем главы Всемирного Русского народного собора. Союз писателей России самым активным образом участвует в организации и работе соборов. Мы рассматриваем самые животрепещущие вопросы жизни русского народа – духовное возрождение, проблемы русского языка, русской национальной школы, здоровья нации, православие, положение русских в мире.
Нынче вмешательство власти в литературное дело не так ощутимо, как раньше, но экономический диктат значительно жёстче. Все наработанные и созданные, в том числе за счёт писательских средств, дома творчества (за исключением Переделкино) изъяты, издательства стали частными, и писатели потеряли какой-либо социальный статус, ибо Закон о творческих союзах до сих пор не принят. Пытаются отнять Дом писателей России…
И тем не менее русская литература существует. 7500 литераторов объединены в Союз писателей России, они причисляют себя к продолжателям традиций русской классической литературы, к людям державной и нравственной позиции. И в этом смысле Первый съезд советских писателей 1934 года – это исторически важная веха, заставляющая нас вспоминать всю сложность пути отечественной литературы.