Европейское общество на грани противостояния
16 ноября – Международный день толерантности. Этот повод поговорить о терпимости будет использован активно – из-за проблем с мигрантами в Европе, из-за идущих в США протестов против избрания Трампа, которого кто-то представляет как крайне нетолерантного человека. И правда, с некоторыми нормами политкорректности он почти не считается, что, очевидно, и понравилось многим избирателям.
Недавно в Москве был презентован доклад «Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в Европе в 2015 году», подготовленный международной группой исследователей под руководством В.В. Энгеля. Почти по всем параметрам россияне оказались несопоставимо более толерантными, чем жители Евросоюза. Вывод доклада безутешен: «Проведённый анализ за 2015 год позволяет говорить о начинающемся кризисе толерантности в Европе… Можно без преувеличения сказать, что европейское общество находится сегодня на грани межцивилизационного противостояния, раскола по этническому и религиозному принципу». И это после стольких лет активной пропаганды толерантности, на чём уже выросло не одно поколение! Может, дело в самой этой пропаганде? Точнее, в той идеологии, на которой она основана и которую теперь пытаются прививать и нам.
А идеология страшненькая. Это целое учение о человеке как о природном злодее и агрессоре. За этим убеждённость, что все мы от природы терпеть не можем различия, что другой цвет кожи, другая религия или культура нас дико напрягают. Но чтобы мы не провели жизнь в драках за приведение всех и вся под свои стандарты, нам надо научиться себя сдерживать. Всем нужно научиться, так как все такие. Мир-де состоит из агрессивных моральных уродов, но как-то нужно жить дальше.
Толерантность – терпимость к гадостям. Это целая духовная практика. Человека учат воспринимать любые отличия как гадость и тренировать свою волю на терпение. Разумеется, на каком-то этапе оно не выдерживает, а вот глубоко засевшая мысль, что всё иное гадко, остаётся и прорывается в действия. Пропаганда толерантности с лёгкостью оборачивается ростом ненависти. И современный Запад это ярко подтверждает.
В то же время я бы не стал утверждать, что там эта пропаганда совсем не нужна. Европа за свою историю дала так много примеров крайней нетерпимости, что её и правда хочется как-то научить сдерживаться.
Русская история в этом, мягко говоря, отлична от европейской. Не то чтоб всё было гладко, но у нас религиозных войн не было, за ведьмами не гонялись, суды инквизиции не устраивали, целые народы не уничтожали, идеологии типа антисемитизма не придумывали. Мирно жили в очень разнообразном обществе, причём без всякой пропаганды терпимости.
Западные исследователи удивляются: как в России спокойно уживаются православные, мусульманские, буддистские и языческие народы и не перерезали друг другу глотки? Очевидно, у нас совсем другая культура. Нашим предкам никто не объяснял, что отличия – это плохо и что человек их с трудом переносит. И мы всегда относились к инаковости с доброжелательным любопытством. У нас старинная традиция гостеприимства, обращённая как раз к чужакам. Нам не надо терпеть, нам нечего в себе сдерживать – у нас вместо толерантности радушие.
И не надо приезжать к нам и убеждать, что, мол, мы друг друга терпеть не можем, но надо стараться. Мы вообще не терпим, мы любим. Поучайте лучше ваших паучат.