День защиты детей. Полдень. Я сижу в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Дают «Щелкунчика» – балет, который покоряет зрителя любого возраста. В зале – мальчики и девочки, собранные Международным детским фондом со всей России. Конечно, не все – полное их число, около тринадцати тысяч, распределено между десятью московскими театральными площадками. Мне, конечно, всюду не поспеть, я выбираю Чайковского.
Признаться, мне особенно дороги утренние спектакли. Во-первых, они – для «людей», а не для «публики». Во-вторых, когда зрители – дети, обмануть зал чрезвычайно трудно: маленькие театралы ведь не знают, кому положено хлопать больше, а кому меньше. Ну и, в-третьих, дневной сеанс, как правило, даёт возможность увидеть в балеринской партии молодую солистку.
Так и вышло. В роли Маши – Карина Житкова. Нет, это не первое появление девушки в этом образе, но достаточно редкое. Я в восторге. Артистка очаровательна, ей прекрасно ассистирует Дмитрий Хамзин. Для него сегодня роль Щелкунчика-принца – премьерная. Мысленно поздравляю. Дети покорены и хлопают так отчаянно, что мои громоподобные, как всегда, аплодисменты тонут в беспредельном шуме оваций.
Расходимся нехотя. Детей ожидают подарки от фонда, я же думаю, что лучшей наградой для них стало само посещение балета, который, к сожалению, есть не в каждом городе, но который, к счастью, покоряет детвору естественно, без подготовки, вне зависимости от географического положения малой родины.
Дети – гениальные зрители. После «Щелкунчика», надеюсь, многие поймут, что балет важнее дискотеки. Их приглашение хоть на день в столицу – дело государственной важности. Они запомнят, что Москва – это Родина, а мы по-прежнему вместе…
Вечер застаёт меня в Большом театре. Юности на сцене больше, чем в зале. Немудрено: проходит традиционный концерт выпускников и учащихся Московской академии хореографии. Правило выступать к Дню защиты детей академией исполняется ежегодно.
После госэкзаменов, после просмотра такого же концерта парой недель раньше интерес к происходящему на сцене не ослабевает. Наоборот, находишь нечто ускользнувшее когда-то от не слишком пристального взгляда. Который зачастую, увы, рассеян.
Открытия ждут. Нужно только самому им раскрыться.
Не без лёгкой грусти провожаем на профессиональную сцену выпускниц. Дарья Хохлова, Мария Мишина, по слухам, идут в Большой. Часто ли доведётся видеть их на главной сцене страны? Время покажет, но впереди ещё Московский балетный конкурс. Болеем за своих.
Конечно, не раз и не два увидим Анжелину Воронцову – конкурс, театр. Присоединимся к её «инчаде», пополним ряды Анжелиных «тиффози».
Про Настю Соболеву и Дашу Бочкову говорить нечего: тут и ближайшие балетные соревнования, и ещё год учёбы, и ещё будущие госы, и ещё много-много всего – девочки славные. За них болеем тоже. Наши.
Неполным был бы мой отчёт о воспитанницах академии, когда бы я умолчал о личных откровениях концертов.
Бывает так: видишь девочку часто, хорошо знаешь в лицо, но образ её растворяется в массовке. Потом вдруг – сольный номер, и понимаешь, что симпатия была обоснованной. В общем, я был сильно огорчён, когда не увидел (травма?) в концерте-два Екатерину Иванову. В концерте-один она «отозвалась».
Финал. Нечто условно-испанское. Жёсткий ритм, аскетичная хореография. И долго-долго после перед глазами выдвинутая на авансцену очень красивая, по-настоящему величественная Настя Минаева. Ей выступать на конкурсе в старшей группе. Победы? А как же!
Я остался ребёнком. От балета защиты нет.