Секция графики МОСХ доказывает, что она вопреки арт-моде по-прежнему умеет рисовать in corpore
Художник должен уметь рисовать. Это аксиома. Если считать от наскальных изображений, то рисунок как жанр существует тысячелетия. И привилось отношение к рисунку почтительное с тех самых пор. По сути, каждый человек, берущий в руки бумагу и карандаш, как художник наиболее зримо проявляется именно здесь. В каком бы стиле и направлении, вплоть до пресловутой инсталляции, он ни работал в дальнейшем, если рисовать не может, то он уже не художник. Это суждение о рисунке – приговор мастеров всех времён.
Между тем зрителя больше привлекают живопись и графика в станковой подаче. К рисункам, в особенности наброскам, интерес вторичный, ибо, как считает зритель, это подготовительный материал для более серьёзных работ. Что, конечно же, заблуждение.
Развеяло его руководство секции графиков Московского союза художников, организовав примечательную выставку «Искусство рисунка – 2010» в залах на Кузнецком Мосту. Разумеется, был риск – насколько оправдан этот шаг. Многие художники поначалу отнеслись скептически к брошенному кличу – приносить или нет на Кузнецкий Мост свои листы? Дело-то хлопотное и дорогое: подобрать рисунки, разложенные по альбомам в мастерской, оформить – и не хуже, чем серьёзную станковую работу! Но «разогрелись», и – перед комиссией выстроилась очередь.
Наблюдать за отбором работ, за суждениями экспертов – зрелище захватывающее и поучительное. Здесь не смотрят на ранги и степени, здесь оценивают рисунок. И по тому, как живо перебрасываются репликами члены комиссии, ощущаешь их волнение, передающееся окружающим.
Состояние волнения, однако, атрибут не одного отбора, когда гадание «попал – не попал» невольно создаёт напряжение. Нет, волнение сопровождает зрителя постоянно, если он берёт за труд чуть пристальнее, чем мельком, вглядеться в экспонаты. В замкнутом объёме пространства и времени, сокровенных мыслей и чув ств художника зритель обязательно услышит пульс современной жизни, даже если автор обращается к истории. Зритель полюбит то, что любит художник.
Он обязательно попадёт в «тональность нежности» милой каждому сердцу Москвы. Которая дышит, шумит и гулко ропщет, взывая к преданности и бережному отношению к себе. Он, словно в лесных тропинках, заплутает в листах, исполненных ласковым светом деревни, потеряется на трамвайных путях заброшенных провинциальных городов России, будет изумляться полузабытым лицам на портретах и тепло отзываться на жанровые сценки из потаённого детства.
Казалось бы, авторы экспозиции далеки друг от друга по степени мастерства, по взглядам на искусство, но именно здесь, на Кузнецком Мосту, листами, отмеченными «Б., кар.», «уголь» или «фломастер», ими создан удивительный по силе эффект. То, что считается для художника интимным занятием, что редко воплощается во что-то фундаментальное, что часто не выходит за рамки мастерской, на Кузнецком стало откровенным. И в чём-то откровением для каждого из рисовальщиков.
Для нас же – радостным открытием. Важным открытием того, что весь наш трепет перед миром, вся наша ласковая боль за человека – всего лишь гармония линий и пятен. Если, конечно, суметь ими верно распорядиться.
Выставка «Борис Смирнов: архитектор, график, художник» в «Галеев-галерее» продлится до 1 декабря; выставка работ Меера Аксельрода «Другие» в галерее «Проун» открыта по 7 ноября; экспозиция графики в залах МСХ на Кузнецком Мосту, 11, завершит свою работу 6 ноября.