Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Только линия, только пятно

01 января 2007

Секция графики МОСХ доказывает, что она вопреки арт-моде по-прежнему умеет рисовать in corpore

Художник должен уметь рисовать. Это аксиома. Если считать от наскальных изображений, то рисунок как жанр существует тысячелетия. И привилось отношение к рисунку почтительное с тех самых пор. По сути, каждый человек, берущий в руки бумагу и карандаш, как художник наиболее зримо проявляется именно здесь. В каком бы стиле и направлении, вплоть до пресловутой инсталляции, он ни работал в дальнейшем, если рисовать не может, то он уже не художник. Это суждение о рисунке – приговор мастеров всех времён.

Между тем зрителя больше привлекают живопись и графика в станковой подаче. К рисункам, в особенности наброскам, интерес вторичный, ибо, как считает зритель, это подготовительный материал для более серьёзных работ. Что, конечно же, заблуждение.

Развеяло его руководство секции графиков Московского союза художников, организовав примечательную выставку «Искусство рисунка – 2010» в залах на Кузнецком Мосту. Разумеется, был риск – насколько оправдан этот шаг. Многие художники поначалу отнеслись скептически к брошенному кличу – приносить или нет на Кузнецкий Мост свои листы? Дело-то хлопотное и дорогое: подобрать рисунки, разложенные по альбомам в мастерской, оформить – и не хуже, чем серьёзную станковую работу! Но «разогрелись», и – перед комиссией выстроилась очередь.

Наблюдать за отбором работ, за суждениями экспертов – зрелище захватывающее и поучительное. Здесь не смотрят на ранги и степени, здесь оценивают рисунок. И по тому, как живо перебрасываются репликами члены комиссии, ощущаешь их волнение, передающееся окружающим.

Состояние волнения, однако, атрибут не одного отбора, когда гадание «попал – не попал» невольно создаёт напряжение. Нет, волнение сопровождает зрителя постоянно, если он берёт за труд чуть пристальнее, чем мельком, вглядеться в экспонаты. В замкнутом объёме пространства и времени, сокровенных мыслей и чув ств художника зритель обязательно услышит пульс современной жизни, даже если автор обращается к истории. Зритель полюбит то, что любит художник.

Он обязательно попадёт в «тональность нежности» милой каждому сердцу Москвы. Которая дышит, шумит и гулко ропщет, взывая к преданности и бережному отношению к себе. Он, словно в лесных тропинках, заплутает в листах, исполненных ласковым светом деревни, потеряется на трамвайных путях заброшенных провинциальных городов России, будет изумляться полузабытым лицам на портретах и тепло отзываться на жанровые сценки из потаённого детства.

Казалось бы, авторы экспозиции далеки друг от друга по степени мастерства, по взглядам на искусство, но именно здесь, на Кузнецком Мосту, листами, отмеченными «Б., кар.», «уголь» или «фломастер», ими создан удивительный по силе эффект. То, что считается для художника интимным занятием, что редко воплощается во что-то фундаментальное, что часто не выходит за рамки мастерской, на Кузнецком стало откровенным. И в чём-то откровением для каждого из рисовальщиков.

Для нас же – радостным открытием. Важным открытием того, что весь наш трепет перед миром, вся наша ласковая боль за человека – всего лишь гармония линий и пятен. Если, конечно, суметь ими верно распорядиться.

Сергей ЛУКОНИН

Выставка «Борис Смирнов: архитектор, график, художник» в «Галеев-галерее» продлится до 1 декабря; выставка работ Меера Аксельрода «Другие» в галерее «Проун» открыта по 7 ноября; экспозиция графики в залах МСХ на Кузнецком Мосту, 11, завершит свою работу 6 ноября.

Обсудить в группе Telegram

Сергей Луконин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS