Тайна вдохновения. Сборник поэзии и прозы. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 380 с.
Процесс творчества всегда окутан тайной. Как приходит вдохновение? Откуда оно берётся? А стоит ли писать, если оно вообще не посещает? Каким образом рождается замысел произведения, его сюжет, из чего складываются образы героев? Это если мы говорим о прозе. А если о поэзии, то можно озадачиться такими вопросами: как рождается тот или иной ритм, размер, как возникают метафоры, сравнения и эпитеты?
Единого ответа на эти вопросы нет и быть не может. Потому что творческий процесс индивидуален для каждого автора. Ни одно из произведений не создаётся похожим образом. Кто-то работает только в полной тишине, а кто-то берёт ноутбук и идёт в кафе, где под музыку и шум голосов создаёт свои рассказы или стихи. Кто-то сначала долго вынашивает произведение, а потом быстро переносит его на бумагу или в компьютер, а кто-то пишет сразу же, реализуя замысел по мере его возникновения. К кому-то метафоры слетаются, как голуби на хлебные крошки, и он только выбирает, какая из них краше, а кто-то долго и мучительно проборматывает про себя или вслух разные варианты, пока не добьётся желаемого результата.
В сборнике «Тайна вдохновения» собраны проза и поэзия современных авторов, которые отражают в своём художественном мире нашу реальность, сложный и противоречивый окружающий мир. Интересно, что здесь есть авторы и из России, и с Украины, что только подчёркивает всемирную универсальность художественного слова и вообще подлинной культуры, значимость общечеловеческих ценностей.
Игорь Англер разгадывает загадку гибели принцессы Дианы – об этом его роман (который, кстати, совсем недавно увидел свет) «Операция ДИ-строфик» (политический детектив); Вячеслав Власов – страстный поклонник Вагнера – в повести «Грааль и цензор» рассказывает о первой постановке сценической мистерии Рихарда Вагнера «Парсифаль» в России в 1913 году; Николай Горицветов в повести «Долина реки Сетунь» размышляет о травмирующих переживаниях юности и влиянии карьеристских устремлений на внутренний мир человека; в «Записках русского путешественника» Олег Константинов, рассказывая о своих впечатлениях о поездке в Брюссель, обращается к редкому сегодня жанру путевого очерка; в патриотических стихотворениях Виктора Максимкина звучит горячая тема Донбасса, а «степные дороги бессонной весны» наполняют сердце автора тревогой за судьбу Родины; Василий Мурзин представил замечательный лирический цикл «Времена года», где есть и ритмическая оригинальность, и метафорическая изысканность; Игорь Озерский в своих оригинальных по форме философских миниатюрах призывает читателя поразмышлять над самыми главными вопросами бытия; Владимир Попов в поэме «Ялта. Осень-2020» словно предвидит сегодняшние события на Украине, а грустная быль «Арбатская» напоминает нам о наших родителях, беззащитных и одновременно мудрых; два эмоциональных регистра – лиричность и ироничность – в полной мере явлены в рассказе «Пять жён Андрея» Михаила Харита; София Эззиати представила продолжение романа-антиутопии «Дневник революции», а также глубокие афоризмы и эссе из недавно вышедшей книги «Опыт постижения мира».
Кроме своих произведений каждый автор написал эссе об индивидуальном творческом процессе, о том, как рождаются именно его тексты. Некоторые писали в свободной форме, а кто-то предпочёл форму интервью и ответил на предложенные вопросы. Так или иначе, а описать, проанализировать, прочувствовать отправную точку и сам процесс создания произведения – дело очень непростое. Это сродни истолкованию снов, где в реальность вторгаются какие-то невероятные события, где предчувствия и фантазии перемешаны и создают новые причудливые миры...
Кира Твердеева