Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Толстому не дадут уйти

01 января 2007

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Нина ДЗАСОХОВАПолтора года назад российские документалисты представили отечественному зрителю фильм «Полустанок» по сценарию актёра и режиссёра Александра Басова. Он посвящён последнему этапу жизни Льва Толстого, когда великий писатель окончательно покинул дом и семью. В работе над фильмом Александр Басов использовал исторические документы, архивные материалы, переписку и дневники Льва Николаевича, а также воспоминания его родных и близких. 

С середины апреля нынешнего года в Германии, а точнее в Саксонии-Анхальт, начались съёмки «Последнего полустанка», фильма художественного и иностранного, но посвящённого той же теме – «уходящего Толстого». Затем они продолжатся в Тюрингии и Нижней Саксонии. Продюсером картины стал Андрей Кончаловский. 

Столь пристальный интерес кинематографистов связан не только с философским мировоззрением великого писателя, но и с юбилейной датой: в сентябре весь мир отметит 180-летие Льва Николаевича Толстого. 

Виталий РЕМИЗОВ, ди-ректор Государственного музея Л. Толстого, рассказал, что музей готовит собственную программу чествования великого юбиляра. Начнётся она с музыкально-сценического опуса по повести Льва Толстого «Казаки». Музыку написал Ширвани Чалаев, а либретто – Виталий Ремизов. 

– Это уже не проба пера, а продолжение, – заметил Виталий Борисович, – пять лет назад музей поставил оперу «Хаджи Мурат». 

– Виталий Борисович, есть предположение, что некоторые серии «Последнего полустанка» могут снимать на станции «Лев Толстой» (бывшая «Астапово») в Липецкой области, где находится филиал вашего музея. Так ли это? 

– С подобным предложением ко мне не обращались. А вот за некоторой помощью в плане материалов – да. Сказать, какой у них получится фильм, не могу. Чтобы оценить его, надо видеть, знать, кто стоит за сценарием. Ведь в самом сценарии должна быть сосредоточена концепция ухода и смерти Толстого. А сегодня в этой теме так много разночтений, даже слухов, как это ни странно. 

– Почему зарубежные кинематографисты так сосредоточены на последних днях жизни Толстого?
– Это время чрезвычайно важно и лично для меня. Три года назад завершилась реконструкция филиала, ею занимался наш музей. А вот экспозицию в 8 маленьких комнатах (открыли мы её 7 сентября) завершить никак не получается. Очень трудно эта работа мне даётся: я не хочу и не могу сделать её формально. Она должна стать пронзительной. Чтобы эта астаповская драма великого писателя и человека была пережита каждым, кто придёт в этот музей. Потому что пережить её – значит понять узел многих сегодняшних семейных проблем. 

– «Лев Толстой» – железнодорожная станция. Наверняка у вас есть совместный проект с ОАО «РЖД»? 

– Вы недалеки от истины. Идёт разговор о масштабном проекте с железнодорожниками. Ведь там, на этой станции – удивительное дело! – сохранена практически вся промышленная архитектура конца XIX – начала XX века. Её надо лишь «причесать» по образцу 1910 года. После этого, я верю, филиал станет звёздным музеем с необычной подачей материала. 

Кроме того, музей Толстого совместно с телеканалом «Культура» подготовил документальный фильм о Льве Николаевиче. Картина в четырёх сериях: «Тайны рода Толстого», «Толстой и церковь», «Гордиев узел» (Толстой и Софья Андреевна), «Смерть – бессмертие». Пока сняты две серии. 

Ирина ДОЛГОПОЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Долгополова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS