«То, что начал в родном гнезде, продолжалось потом везде»
Когда ты так или иначе рассказываешь о жизни замечательного человека, очень важно уметь обратить внимание не только на его профессиональную деятельность и то, как он воспринимается обществом, но и на его чисто человеческие качества, при этом, не зацикливаясь на перечислении его любовниц или количестве выпитого спиртного. Именно это и удалось создателям выставки «Томас Манн (1875–1955). Жизнь писателя в фотографиях» в выставочных залах «Научной библиотеки» Государственного музея им. Пушкина, посвященной лауреату Нобелевской премии в рамках Года немецкого языка и литературы в России.
Выставка состоит фотографий, привезенных в Москву из Цюриха, где при Высшей технической школе, находится архив Томаса Манна. Эти снимки иллюстрируют нам определенный период в жизни литератора, от «счастливого, холеного детства» до послевоенного возвращения в Европу, причем помимо подробного описания тех, кто изображен на снимке помимо писателя, мы можем видеть цитаты из воспоминаний нашего героя. Тем самым у нас и складывается впечатление о том, каким был этот человек. Возможно, оно и не соответствует действительности на все 100%, но ведь жизнь в некотором смысле судьба и характер творческих людей, как и их произведения, не должны восприниматься буквально и подлежать однозначной интерпретации.
Исходя из увиденного, можно сказать о том, что, с одной стороны, Томас Манн был просто типичным представителем своего времени и своей страны. Родился в семье торговцев, наслаждался безоблачным детством, ненавидел школу и учебу, любил путешествовать, резкая смена взглядов в отношении многочисленных событий XX века. Но вместе с тем, он предстает перед нами, который способен на то, что многим, особенно в те тяжелейшие времена, было не под силу: трезво оценивал свои возможности, «обращался за помощью к великому при создании великого», ценил дружбу, создал прекрасную семью, принимал жизнь такой, какая она есть, не прячась о т нее и не впадая в цинизм, возникающий от бессилия, боролся со злом по мере возможности, а самое главное-умел быть счастливым, и не стеснялся от этого показаться поверхностным, о чем и свидетельствует коротенький стишок, посвященный своей супруге Кате Прингсгейм:
«то, что начал в родном гнезде,
продолжалось потом везде,
были удачи, но случались и сбои -
все наладилось рядом с тобою».
Точно также, как нельзя сделать однозначный вывод о том, каким был Томас Манн, нельзя сделать вывод о том, насколько нужна эта выставка, поскольку она не сможет угодить всем сразу. С одной стороны, ради этих фотографий не выстраиваются километровые очереди. С другой-в книге отзывов и предложений, которая лежит в том же зале, есть много позитивных отзывов, выражающих благодарность ее организаторам, в том числе, на немецком языке. Так что такие выставки, посвященные таким авторам нужны еще и потому, что отсутствие пристального внимания позволяет любоваться ими бескорыстно, а не думать о том, в какие рейтинги они входят, какую оценку им поставить и какой штамп в их отношении придумать.
Выставка продлится по 30 сентября 2015 г.