Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2023 г.
Телеведение

Тонущий корабль постмодерна

Шведский «Треугольник печали» в кинотеатрах страны

15 февраля 2023
Капитан (Вуди Харрельсон) и пассажиры лайнера перед катастрофой

Рубен Эстлунд – талантливый и самобытный режиссёр. Кино, которое он снимает, можно описать двумя прилагательными – «европейское» и «независимое». Тонкое, немного претенциозное, не всегда понятное, перегруженное смыслами, поднимающее сложные вопросы, но не оставляющее зрителю никаких ответов кино. С другой стороны, Эстлунда нельзя причислить к стереотипному евро-артхаусу, особенно если сравнивать с каким-нибудь Юлианом Радльмайером или Ульрихом Зайдлем, чьи имена вряд ли известны кому-либо за пределами жюри европейских фестивалей.

Рубен Эстлунд долго балансировал на грани. И его «Форс-мажор», и его «Квадрат» тяжело отнести как к массовому, так и к фестивальному. Но, кажется, «Треугольник печали» (2022), который сейчас идёт в российском прокате, как раз и является той нащупанной режиссёром золотой серединой, продуктом, понятным для зрителей, но притом интересным для тех же эстетов с Каннского фестиваля, что отдали ему главный приз.

Эстлунд смеётся. Над чем? Да над всем: над патриархатом, феминистками, миром моды, капитализмом и коммунизмом. Причём это сатира «в лоб», а не, как это принято у большинства европейских авторов в Каннах и Берлинале, «меж строк»: очевидная, проговариваемая вслух, использующая самые что ни на есть простые и заезженные штампы для высмеивания. Например, по сюжету главные герои сталкиваются с пожилой парой, чей бизнес заключается «в защите и установлении демократии». Естественно, оказывается, что они продают оружие. И этим фильм полон, особенно в первых двух актах. Эстлунд высмеивает богатых людей, их повадки и ценности, весь буржуазный мир, классовая структура которого заключена в герметичном пространстве роскошной, вычищенной до блеска суперъяхты. Образ тонущего корабля как символа разлагающейся под гнётом противоречий системы капитализма совсем не нов: тот же «Титаник» Кэмерона как раз об этом. Одним из немногих персонажей, не вызывающих презрения или отвращения, является капитан-коммунист в исполнении голливудской звезды Вуди Харрельсона. Во втором акте именно он во многом говорит то, что думает о собравшихся на судне зритель, пусть и с частым употреблением марксистской терминологии. Запоминается эпизод спора изрядно выпивших русского олигарха (Златко Бурич) и капитана, когда те устроили перестрелку цитатами известных коммунистов и антикоммунистов. И после всего увиденного в предшествующие полтора часа зритель оказывается на стороне «коммуниста» Харрельсона. Именно в его уста режиссёр вложил блестящий обличительный монолог в конце второго акта, как раз перед крушением лайнера.

Но Эстлунд – творец постмодернистского толка, а значит, не следует ждать от него каких-то явных ответов и идеологем. Весь третий акт, переселивший героев с роскошной яхты на дикий остров, размывает те установки, что логически выводились из увиденного ранее, и, по сути, является критикой уже строя социалистического в антураже «Повелителя мух» Голдинга. Притом если сатира на капитализм была яркой и насыщенной, то сатира на социализм упрощена до схематически-бытового уровня. Конечно, нельзя не отметить некоторые сюжетные кульбиты в конце картины, но общее послевкусие остаётся неопределённым. Получилось постмодернистское злободневное произведение, гениально написанное и сыгранное, но абсолютно пустое по итогу. Ещё больше к этому ощущению невнятности добавляет открытый финал.

Тем не менее «Треугольник печали» – мощное зрительское кино, местами гомерически смешное и язвительно-острое, временами шокирующее и жёсткое, порой совсем неожиданное, иногда до жути предсказуемое, но перманентно держащее в напряжении. Если же вы хотите увидеть сатиру, столь же злободневную, но куда более идеологически выверенную, советую обратиться к лентам «Жадность» Майкла Уинтерботтома или «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Они про то же, но не оставляют после себя чувства опустошающей неоднозначности.

Тэги: Фильм Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS