Вопреки многочисленным ожиданиям – общий тон и настроения были таковы, словно бы очередное «золото» Венеции уже в кармане у России и Никиты Михалкова, – представлявшая нашу страну в конкурсе одного из трёх главных мировых кинофорумов лента «12» итоговой победы не одержала. Отечественный «тяжеловес», прежде уже поднимавшийся на верхнюю ступеньку пьедестала почёта во Дворце фестивалей (1992 год – «Урга»), уступил «по очкам» другому экс-чемпиону, тайваньскому китайцу Энгу Ли, два года назад первенствовавшему со своей с привкусом скандальности «Горбатой горой», а на сей раз удостоенному «Золотого льва» за «Порочную связь».
Однако Михалков своего золотого хищника также обрёл. Ему вручили специального и, кажется, специально, в самый последний момент для него изготовленного «Льва» с красивой, но несколько туманной формулировкой: «За творчество в целом и за подтвержденные в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом».
Как сие следует понимать: рассматривать этот жест как своего рода утешительный приз и не совсем ловкий извинительный реверанс? Или, наоборот, в качестве свершившегося факта причисления к сонму «бессмертных», коим уже нет нужды с кем-то состязаться и кому-то чего-то доказывать? Ведь сходными призами за сумму творческих достижений и в ознаменование 75-летия учреждения Венецианского кинофорума были награждены такие признанные мастера, как Тим Бёртон и Бернардо Бертолуччи (правда, об этом, как и о вручении спецприза от лица Епископальной ассамблеи Италии Александру Сокурову, было объявлено заранее, а не в качестве сюрприза и приятной неожиданности).
Лучше всего, наверное, не гадать, а дождаться скорого выхода на широкий экран и картины Никиты Михалкова, и работ его конкурентов-триумфаторов, чтобы самим оценить, сравнить, сделать выводы.
ОТДЕЛ ИСКУССТВА