Дочки-матери: Сборник женской прозы / Сост. Надежда Ажгихина. – М.: Союз российских писателей, 2019. – 400 с. – 1000 экз.
В содержание составленного по гендерному принципу сборника включено более сорока имён современных писательниц. Простой подсчёт показывает, что объём большинства их сочинений не превышает десяти страниц, так что жанром этих произведений можно считать малую прозу. А некоторые вообще приближаются к миниатюре, как, скажем, «Рецепт моей бабушки» Ольги Харламовой.
Впрочем, количественный подход мало что определяет. Первый русский нобелиат Иван Бунин, например, в «Тёмных аллеях» порой ограничивался одной-двумя страничками, что не помешало автору показать целую человеческую судьбу.
Нынешним писательницам, правда, о нобелевских лаврах пока остаётся только мечтать, но сам факт выхода такой книги примечателен.
Название сборника – «Дочки-матери» – отсылает нас к распространённой девчоночьей игре, в ходе которой моделируется схема семейных отношений.
Женская тема часто оказывалась в центре внимания русской классики. Долюшка женская интересовала нашу литературу, и писатели обычно демонстрировали понимание и сочувствие, даже если дело касалось так называемых падших женщин (вспомним хотя бы Сонечку Мармеладову Достоевского, Катюшу Маслову Толстого, героинь «Ямы» Куприна). Это отношение проявляется и в позиции многих авторов сборника «Дочки-матери». Но не только оно.
Некоторые писательницы прямо или подспудно пытаются провести мысль о самодостаточности женского рода. В польском фильме «Новые амазонки» эта идея проведена с тонкой иронией. Но иногда учёные озвучивают версию о том, что женский пол древнее мужского. Так это или не так – судить не берусь. Но вот в древней Книге рассказывается, что Адам был сотворён раньше Евы или Лилит. Да и женскую тоску по крепкому плечу никто не отменял: как утверждала героиня Светланы Крючковой, «одинокая женщина – это неприлично!». Но что делать, если нет этого плеча? То ли мужчины измельчали, феминизировались, то ли ещё что. Так или иначе, это чувство нередко проскальзывает в женской прозе и отзывается болью, нереализованностью, одиночеством.
Открывает книгу цикл небольших историй Светланы Василенко «Мама и парад Победы». Кажется, это наиболее значительное повествование сборника и по объёму, и по содержанию, и по художественному достоинству. Оно пронизано ностальгическими воспоминаниями о детстве и юности в «столице» советских ракетных войск, небольшом городке Капустин Яр. Писательница опирается на личный жизненный опыт, тоскует о жизни, людях, обстоятельствах, которые безвозвратно канули в Лету. Но пульс современной жизни тоже ощутим:
«Вчера поздно вечером, когда мы с мамой уже легли спать, пришла к нам наша соседка по улице, тётя Галя, бодрая и весёлая бабушка 88 лет. Дочь её, Света, – на работу на сутки, а она к нам – в гости. Ну, повскакали мы с мамой с постелей – чай, гостья пришла! Пришла она с кучей рекламных листовок и «Российской газетой»… Пока мама с тётей Галей о ценах на базаре говорили, я «Российскую газету» проштудировала. В конце наткнулась на гороскоп. Прочитала вслух свой гороскоп на неделю: типа, чтобы не разбрасывалась деньгами в эту неделю, а экономила, потом мамин. Тут и тётя Галя просит, чтобы и её гороскоп был мною озвучен. Она Лев по гороскопу. Читаю: ждёт вас на этой неделе любовь, амурное свидание и огненная страсть, мол, не пропустите момент. Смеёмся с мамой. А тётя Галя не смеётся, задумчиво нам говорит: «Чего ржёте? Момент действительно серьёзный, пропустить никак нельзя. Если кто попадётся, то пойду навстречу страсти, может, ещё и двойню рожу, как Пугачёва!» А ведь это самый настоящий реализм. Новый.
В некоторой степени циклу Светланы Василенко созвучны «За минуту до счастья» Саши Николаенко, «Моя Украина» Натальи Рязанцевой, «Бабушка в командировке» Татьяны Набатниковой, «Детёныш Ксюха» Нины Горлановой и многие другие вещи. И это внутреннее единство, несомненно, придаёт сборнику дополнительную композиционную стройность. Дело ведь в том, что собирание разных сочинений под одну обложку не прихоть составителей. Таким образом сама книга приобретает особое смысловое и стилистическое значение.
В своё время Отто Вейнингер в книге «Пол и характер» попытался обосновать теорию войны полов. «Дочки-матери» демонстрируют их извечное диалектическое сосуществование.