Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Литература Интервью

Тоска по осмысленной жизни

Каждую новую книгу пишешь в надежде изменить мир

01 декабря 2021

Одному из самых видных отечественных прозаиков Роману Сенчину исполняется 50 лет. Беседуем с ним об экзистенциальном значении литературы, «вредном» Достоевском и «полезном» Толстом, а также о самом честном жанре – автофикшен.


– Роман, я прочитала практически все твои книги. И каждый раз, читая новую вещь, ощущала экзистенциальный ужас от того, в какой беспросветной обыденности существуют герои. У тебя никогда не возникало идеи создать духовно сильного героя, преодолевающего инерцию собственной жизни, дерзнувшего что-то изменить в окружающем мире?

– Идея, а вернее, желание может, и возникало, но таких сюжетов жизнь даёт очень мало, а воображение у меня слабо работает. К тому же такие люди и в реальности, и в литературе – исключения, а меня интересует средний человек. Может, это звучит неполиткорректно – «средний человек», но тем не менее. Абсолютное большинство из нас – средние. Но при этом каждый особенный, даже уникальный. У каждого свой характер, свои переживания, проблемы. И каждый достоин стать прототипом литературного произведения. По-моему. Вот о таких людях мне и хочется писать. Беспросветной обыденности я в своих вещах не чувствую, но могу предположить, что я необъективен. Читателям виднее.

– Интересно, что после прочтения твоих произведений катарсис всё-таки возникает. Как думаешь, за счёт чего это происходит? Ведь у героев практически не остаётся надежды не то что на счастливую жизнь, а хотя бы просто на осмысленное существование?..

– Может быть, эффект в том, что я пытаюсь вложить такой посыл: живите осмысленно, не тратьте дни попусту, что-то делайте, чем-то увлекитесь. Мне жалко и свою жизнь, и жизни других людей – большинство из нас живёт пустовато. А мы ведь наделены разными способностями, разумом, каким-никаким, но умом. Для чего-то в нас это вложено.

– Да, если попытаться определить какую-то общую идею твоих книг, то это, наверное, оправдание человеческого существования. Каждый из героев абсолютно, болезненно, отчаянно несчастен, а атмосфера многих вещей очень чеховская. Чехов – один из любимых писателей? Часто ли его перечитываешь?

– Ну да, наверное, и оправдание существования, и сожаление, что у многих это просто существование. Многие мои знакомые ненавидят свою работу – они учились одному, а на жизнь зарабатывают другим. Это трагедия. Немалую часть изводит непонятное томление по чему-то большему, настоящему. Опять же многих выматывает невозможность воплотить свои мечты, реализовать цели. Чехов как раз в основном и писал о таких людях. Он не то чтобы в числе моих любимых писателей, но я его часто перечитываю. И его проза с каждым разом – чем старше я становлюсь – кажется мне всё более мрачной и всё более честной.

– Кто ещё из писателей дорог и важен? Кого из классиков следует, на твой взгляд, перечитывать всю жизнь?

– С одной стороны, важны и дороги такие, как Шукшин, Распутин, Борис Екимов, с другой – Луи Селин, Генри Миллер, Эдуард Лимонов как автор «Это я, Эдичка» и «В Сырах». Отсюда и мои метания в собственных попытках писать – то пишу о деревне, глубинке, то о мегаполисе, городских маргиналах. Кого стоит перечитывать… Да всю русскую классику и стоит перечитывать. Произведения Льва Толстого, Гончарова, Писемского, Тургенева совершенно по-разному воспринимаются юным, молодым, зрелым человеком.

– В одном из интервью ты назвал Достоевского «вредным писателем», потому что он искажает представление о русском народе. Почему у тебя возникло такое ощущение? И кого тогда можно назвать писателем «полезным» с этой точки зрения?

– Да, Достоевский сконструировал своих героев. Это грандиозно. Беда в том, что иностранцы воспринимают русских такими, какими их вывел Фёдор Михайлович. Ищут его героев в реальной России. Да и сами мы, вольно или невольно, если не хотим быть похожими, скажем, на Дмитрия Карамазова или Настасью Филипповну, то оправдываем свои закидоны тем, что такое же было у героев Достоевского. И наслаждаемся новыми закидонами. Куда полезней Лев Толстой, но его читают намного меньше людей, чем Достоевского.

– Несколько лет ты вёл семинар в Литинституте вместе с Александром Рекемчуком. Что дал тебе этот опыт? И какие азы должен постичь начинающий прозаик?

– По сути, эти три года я был ассистентом Александра Евсеевича. Может быть, он готовил меня себе на замену. Много позже он просил меня взять его семинар прозы, но я уже жил не в Москве… Вообще же Литературный институт очень нужен, а для некоторых, особенно живущих вдали от столиц, спасителен. Лично мне Литинститут очень помог. Я поступил туда достаточно взрослым, в двадцать четыре года, но совершенно неприкаянным, потерянным, почти бездомным. До Лита я много где пробовал учиться, работать, но нигде не удерживался. В Лите я понял, что вот то место, где я хочу учиться, семинары буквально окрыляли – Александр Евсеевич за полтора часа накачивал нас уверенностью, что мы можем написать настоящее, грандиозное. Из его семинара вышло много достаточно известных литераторов. Причём очень разных. Несколько имён: Александр Сегень, Вероника Кунгурцева, Владимир Березин, Алексей Цветков, Илья Кочергин, Ирина Богатырёва, Ольга Брейнингер, Александра Шалашова… Про азы… В Литературном институте технически писать не учат. Там помогают напитаться культурой от природы способным к писательству, самокритичнее к себе относиться. Александр Евсеевич помогал рекомендациями публиковаться. Он был сторонником того, что молодых не стоит мариновать. Когда читаешь свою вещь в журнале, по-другому её воспринимаешь, нередко становится стыдно, и новую пишешь уже серьёзнее, тщательнее.

– Сегодня, во времена дефицита идей, должна ли литература способствовать внутреннему росту читателя? Утешать, подбадривать, давать надежду? И изменилась ли её роль на фоне всё возрастающего пленения умов гаджетами?

– Литература сейчас находится действительно в сложном положении. Она не может конкурировать с компьютерными играми и всем прочим. Человеку куда легче включить телевизор или поднять крышку ноутбука, чем открыть книгу. Есть ещё чудаки, которые не представляют свою жизнь без книги, но их становится меньше и меньше. Но именно книги как раз и способствуют внутреннему росту человека. Да. Книги, которые читаешь глазами, а не слушаешь, становятся твоими друзьями и наставниками. Правда, качество книг упало. Содержательное качество. Даже в плане редакторского глаза, корректуры. И это неправильно, когда говорят, что по-настоящему талантливый и образованный писатель не нуждается в редакторе, корректоре. И Пушкин нуждался, и Лев Толстой… Сейчас в книгах запредельное количество грамматических ошибок, стилистических, исторических, логических ляпов. Порой хочется посоветовать какую-нибудь книгу, но вспомнишь про все эти ошибки – и не советуешь. В том числе и с моими бывает так. Читая свою книгу, не так давно изданную, я увидел, что вместо «турникет» написал «турник». Конечно, виноват я. Но в выходных данных указано, что у книги есть редакторы, есть корректор. Они-то могли подсказать невнимательному автору. Но, сдаётся мне, рукопись они не читали…

– Какое произведение у себя считаешь самым удачным? И возникало ли ощущение, что какую-то вещь критики перехвалили или недохвалили?

– Могу ответить так, как отвечают многие: самым удачным считаю то, которое сейчас пишу. По сути, каждая опубликованная вещь становится неудачей. Пишешь ведь с мыслью, что, когда это станет доступно читателю, мир перевернётся, люди станут жить иначе, цивилизация изменится. Да и сам ты тоже. Но этого не происходит, и садишься писать новое с тем же желанием… Насчёт перехвалили и недохвалили… Я не предполагал, что «Елтышевы» станут моей визитной карточкой, по ним будут судить, что я написал до них и после них. Немного обидно, что почти незамеченными оказались книги «Лёд под ногами» и «Информация». Не так давно появились статистические выкладки, что опубликованная в феврале в журнале «Новый мир» моя повесть «Золотые долины» – одна из самых популярных у читателей. Но отзывов о ней почти нет. Два-три коротеньких. Впрочем, мне грех жаловаться на то, что мои тексты не замечают и не обсуждают, – есть немало талантливых литераторов, на которых критики и литературные журналисты вообще не обращают внимания. А это для пишущего человека убийственно. Поэтому есть те, кто радуется и тому, что их книги растаптывает Кузьменков и компания, – хоть что-то…

– Какую цель ставишь перед собой как писатель? Понятно, что мастерство уже давно пришло, есть большой жизненный опыт, есть неослабева­ющее желание писать. Но – что дальше?

– Жизнь постоянно даёт мне сюжеты. От большинства я отпихиваюсь, стараюсь забыть. Те, что не забываются, становятся повестями и рассказами. В общем, пусть так и продолжается.

– Знаю, что ты читаешь довольно много книг по работе. Произведения из лонг- и шорт-листов различных премий, вот и у нас в «ЛГ» ведёшь свою рубрику «Прочитаем с Романом Сенчиным». Есть ли, на твой взгляд, будущее у русской литературы? И какой жанр сегодня развивается наиболее плодотворно?

– Будущее есть. Иногда, встречая одно за другим слабые произведения, приходишь в уныние, но потом встречается настоящая книга или рассказ в каком-нибудь журнале, и вера в литературу возвращается. Сегодня развиваются на равных многие жанры. Я приветствую так называемый автофикшен. Он ведёт свою историю в русской литературе с протопопа Аввакума, и в нём появилось немало великих произведений. Поэтому, когда говорят с ухмылкой: «Пишет о себе любимом», я часто отвечаю: «Ну а о ком писать, если хочешь писать честно? Кого человек знает, кроме себя?» К тому же писатель всю жизнь не может писать о себе и от первого лица – уход в другие жанры неизбежен.

– Понятно, что юбилей, с одной стороны, просто очередная цифра, с другой – всё-таки некая веха в жизни. Что для тебя значит – прожить полвека?

– Конечно, полтинник – солидный срок. Из этих пятидесяти лет тридцать пять я занимаюсь тем, что записываю то, что происходит со мной, с моими родными, близкими людьми, пытаюсь переложить в форму прозы некоторые значимые события в жизни страны. В общем, занимаюсь тем, чем хочу заниматься. Иногда это даёт ощущение счастья. Да и реальное моё существование, считаю, нескучное. Будет что вспомнить под капельницей.

Поздравляем нашего автора и друга Романа Сенчина с 50-летием!
Желаем здоровья, новых книг и заслуженных премий!



«ЛГ»-досье

Роман Сенчин родился в 1971 году в городе Кызыле. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Сибирские огни», «Наш современник», «Дружба народов», «Урал», «Огни Кузбасса», еженедельниках «Литературная газета», «Литературная Россия» и других изданиях. Автор двух десятков книг, в том числе «Ничего страшного», «Московские тени», «Елтышевы», «Зона затопления», «Дождь в Париже», «Нулевые». Проза переведена на немецкий, английский, французский, финский, китайский языки.

Лауреат премий «Эврика», «Ясная Поляна», «Большая книга», премии правительства Российской Федерации в области культуры. Живёт в Екатеринбурге.

Тэги: Анастасия Ермакова Роман Сенчин
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • За правду нужно бороться

    31.08.2022
  • Панки не умирают

    24.08.2022
  • Не понимаю

    27.07.2022
  • Большая жизнь Владимира Карпова

    27.07.2022
  • Стартовали «Шукшинские дни на Алтае»

    20.07.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Самое важное, как и прежде, осмысляется в поле словесности

    105 голосов
  • Утопление в чужом белье

    44 голосов
  • Под знаком сочинительства

    40 голосов
  • Литературный пролетарий

    40 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS