Первый, сделанный четверть века назад «Гладиатор» – фильм вполне традиционный, с традиционными, прекрасно сыгранными замечательными артистами героями и антигероями. С мощным обаятельным Расселом Кроу (Максимус), нежной и женственной Конни Нильсен (Луцилла) и изломанным Хоакином Фениксом в роли коварного императора Коммода. Картина очень зрелищная и успешная.
Когда в трейлере нового «Гладиатора» я увидел чернокожего римлянина (в исполнении Дензела Вашингтона) и императоров, похожих на трансвеститов, то подумалось: старик Скотт «задрав штаны побежал за либеральным комсомолом», угождая оскаровским стандартам (картина же наверняка будет номинирована на «Оскар»)? Но я ошибся, оскаровские стандарты Ридли Скотт, похоже, использовал против тех, кто их навязал.
«Гладиатор-2» зрелищно не уступает первому. Тоже изобретательно сделанный дорогой приключенческий фильм. Тут гладиаторы сражаются со страшными бабуинами и акулами. Сюжет второго как будто перевёрнутый первого. Начинается с того, что подозрительно не похожий на африканца солдат Луций (Пол Мескал) из нумидийской армии после сражения с римскими завоевателями (во главе римлян генерал Акаций) попадает в плен. Его увозят в Рим и, поскольку он отважный и сильный единоборец, определяют в гладиаторы. Полу Мескалу, конечно, очень далеко до Рассела Кроу, но толику сочувствия и симпатии он вызывает. Луция берёт под свою опеку «курирующий» Колизей и гладиаторов влиятельный чернокожий сановник Макрин (Вашингтон). Почему-то показалось, что он очень похож на Обаму. Не только внешне, а тем, что умный и осторожный. Вроде доброжелательный, но…
Ридли Скотт в одном из интервью говорил, что прообраз Макрина – как раз Дональд Трамп (это было до его победы в президентской гонке). Однако, думаю, Скотт сказал это именно затем, чтобы обезопасить себя от травли магнатами Голливуда, где за наезд на Обаму, на чёрных или на другие национальные меньшинства могут втоптать в грязь. Вспомним, что сделали с Мелом Гибсоном, когда он по пьяни оскорбил еврея-полицейского.
Итак, Макрин, давно находящийся в римской элите, осторожно, но неотвратимо идёт к личной власти – она покуда в руках двух императоров-извращенцев, один из которых (Каракалла) не расстаётся с маленькой обезьянкой.
Император Гета, сетуя на его якобы слабоумие, говорит о «коллеге» загадочную фразу: «Болезнь его чресел перекинулась на мозг».
Народ Рима императоров Гету и Каракаллу не любит, поскольку они требуют новых завоеваний. Но кормить новых поданных нечем. В фильме отчётливо звучит антивоенная и антимигрантская тема. Как раз на эту тему высказывается генерал Акаций (Педро Паскаль), вот кто на самом деле похож на Трампа. Генерал женат на белокурой красавице-матроне Луцилле, дочери императора Марка Аврелия. Двадцать лет назад она отправила своего сына куда-то очень далеко, чтобы уберечь его от «дяди Коммода» и других конкурентов, поскольку он претендент на престол номер один. И этот мальчик вырос в Нумидии, и это Луций.
Изощрённый хитрец, мастерски манипулирующий людьми Макрин – оказывается, и среди чернокожих бывают такие – узнаёт о заговоре Акация и выдаёт его императорам. Акация не казнят – он слишком популярен – Макрин выставляют его в Колизей на бой с гладиатором Луцием, который ненавидит генерала со времён завоевания Нумидии. Однако Луций, узнав многое от матери, уже не хочет убивать Акация, с ним расправляются лучники из «спецназа» Макрина. Гладиатор понимает наконец, кто главный злодей Рима, это – Макрин. Пока Луций втайне готовит восстание гладиаторов, Макрин подбивает Гета убить Каракаллу, а сам становится консулом при императоре. Он расчищает себе путь к трону – преторианская гвардия на его стороне.
Луций же бежит из Колизея и обращается к войскам, верным убитому генералу Акацию. «Мой дед Марк Аврелий и генерал Акаций мечтали о городе, который может стать достойным убежищем для всех, кто в нём нуждается». Он не хочет быть императором, он хочет, чтобы через сенат правил народ Рима. Он республиканец!
Макрин же дитя олигархической системы, где манипулируют массами при помощи Колизея (тогда он играл роль телевизора). В Макрине сосредоточено всё, что ненавистно избирателям Трампа: и вашингтонская плутократия, и лицемерие власти, и вырождение элит, и агрессивность BLM. Давно не было блокбастера, в котором главный злодей был бы чернокожим. Надоело целовать штиблеты бывшим рабам.
Видимо, американская perestroika в кинематографе, о которой мы много писали, набирает обороты.
Другое мнение в статье: "Пепел пеплума"