Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2021 г.
Литература

Трансформация опыта

Важно не конфликтовать, а обмениваться мнениями

20 июля 2021

В конце июня в Большом зале филармонии имени Шостаковича в Санкт-Петербурге был представлен роман Ирады Берг «Contione – Встреча». Творческий вечер прошёл в рамках её авторского проекта «Чтения со смыслом». Беседуем об этом проекте, о связи поколений и о том, как удаётся сочетать организаторскую деятельность и литературное творчество.

– Ирада, вы – продюсер культурных проектов. С чего началась ваша работа в этом направлении и в чём для вас её главная ценность – творческая и человеческая?

– С чего началась? Наверное, с Екатерининского дворца, куда я пришла работать переводчиком с немецкого языка в международный отдел. Это был период активного воссоздания Янтарной комнаты. Спонсором выступила немецкая компания «Рургаз». Я много общалась с её руководством, переводила. Мне было интересно взаимодействие культуры и бизнеса. Спустя какое-то время я даже поехала в качестве помощника продюсера в Германию, где снимался фильм «Дело о Янтарном кабинете» режиссёра Виталия Аксёнова. Договаривалась о локациях и съёмках. Надо сказать, что у меня это хорошо получалось. И когда я вернулась, серьёзно задумалась о самостоятельных проектах. Первым был благотворительный детский бал. Мне хотелось, чтобы дети в неформальной обстановке привыкали общаться и познавали историю России и Петербурга. Я договорилась с руководством Мариинского театра, что каждый раз мы будем показывать какие-то вариации балета или оперы, связанные с темой бала. Первым балом стал «Щелкунчик» с декорациями Михаила Шемякина прямо в анфиладе Екатерининского дворца. Это было тогда очень ярким событием.

Для меня основной ценностью является возможность сделать что-то очень достойное. Мне важно поддержать при этом талантливых людей, раскрывая интересную тему, помочь кому-то лучше разобраться в себе.

– Для писателя, в какие бы времена он ни жил, имеет большое значение обмен мнениями с коллегами по цеху. Как складывался ваш собственный путь к литературному творчеству и кто поддерживал вас на этом пути?

– Не могу сказать, что он складывался легко. Были свои тернии. Поменялось моё отношение к профессии, критике. Ведь я, чтобы заниматься творчеством, ушла из музея, где работала заместителем директора. Сейчас у меня много друзей и единомышленников из сферы культуры и литературы. Вместе с народной артисткой России Марией Мироновой мы придумали проект «Чтения со смыслом», который как раз объединяет многих интересных и талантливых людей – литераторов, актёров, музыкантов. Проекту два года, но он активно развивается и набирает обороты. Сейчас мы готовим сборник, в него войдут рассказы известных авторов – Андрея Аствацатурова, Константина Богомолова, Дмитрия Озеркова, Сергея Николаевича и других. Также в книге будут опубликованы эссе тех победителей конкурса, которые ещё ни разу не издавались. В декабре по этим произведениям будет показан перформанс на новой сцене Александринского театра. Тема года – «Один счастливый день».

– Необходимость диалога маститых авторов с начинающими литераторами, вероятно, актуальна во все эпохи. Но, как мне кажется, особенно важна такая «связь поколений» в наши дни. Согласны ли вы с этим?

– Бесспорно. Мы ведь нужны друг другу, и нет смысла конфликтовать, необходимо использовать возможность обмениваться мнениями и энергией. У молодёжи есть чему поучиться, а моему поколению очень важно не застрять в прошлом и, учитывая накопившийся опыт, трансформировать его в настоящем.

– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Думаю, я не ошибусь, сказав, что эта фраза Экзюпери во многом созвучна миссии одного из ваших авторских проектов – «Чтения со смыслом». Как развивается проект сегодня?

– Как я уже говорила, очень активно. В этом году начинающий режиссёр Стася Венкова, выпускница ВГИКА и ученица Сергея Соловьёва, поставила перформанс с участием молодых актёров по моей пьесе «Дальше мы сами». Вот вам и экспериментальная лаборатория, и связь поколений. Было очень интересно работать вместе, спорить и, главное, созидать. Сейчас я вся в подготовке сборника. На следующий год запланировали с Сергеем Николаевичем, главным редактором журнала «Сноб» и замечательным писателем, совместный проект. Не хочу пока раскрывать тему, но задумка очень интересная. Там будет и книга, и кино.

– В каких жанрах сегодня в основном работают те, кто делает первые шаги в литературе? Какие темы волнуют современных молодых писателей?

– Молодое поколение очень рефлексирующее, и это хорошо. Они пытаются разобраться в себе и своих проблемах, психотравмах. Мне кажется, что это правильно, ведь только так можно прийти к принятию себя, а значит, и других. Да, у них обострено чувство справедливости, и мне это нравится.

– В прошлом году вышла ваша книга «Всему своё время». Многие читатели помимо прочих художественных достоинств отмечают её проникновенность и глубину. Недавно был издан роман «Contione – Встреча». Есть мнение, что деятельность писателя и организатора требует абсолютно противоположных качеств и условий. Как удаётся совмещать и то и другое, где черпаете силы и энергию?

– Я так не думаю. В нашей жизни всё построено на совмещении. Когда я продюсер, что предполагает много общения, то напитываюсь энергией, запасаюсь историями. Какая-то встреча может стать настоящим вдохновением. Позднее, уединившись, начинаешь её осмысливать и писать. Я работаю ночью, как правило, где-то с десяти вечера и до трёх-четырёх утра. Как ни пыталась стать жаворонком, ничего не получилось. В ночные часы мне никто не мешает, и это только моё время. Сейчас работаю над новым романом. Начала его во время пандемии, и это было для меня настоящим спасением и возможностью осмыслить то, что происходит.

А вообще, нет ничего на самом деле, как сказал мой друг, кроме поиска ответов и понимания того, что их нет. Кажется, вот только нащупал что-то, как всё снова рассыпается, и остаётся снова начать собирать.

Беседу вела
Юлия Могулевцева

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Ирада Берг (Ирада Тофиковна Вовненко) – продюсер, председатель благотворительного фонда «Ренессанс», автор культурных проектов, в том числе – «Чтения со смыслом».

Родилась в 1973 году в Ленинграде.

Окончила Санкт-Петербургский государственный институт культуры и Санкт-Петербургский государственный университет. Работала синхронным переводчиком, главным специалистом международного отдела ГМЗ «Царское Село». Занимала руководящие должности в «ГМП «Исаакиевский собор», Юсуповском дворце на Мойке.

Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Всему своё время», «Contione – Встреча» и других. Составитель сборника «Кто я?» (издаётся в рамках проекта «Чтения со смыслом»).

В декабре 2021 года выйдет фильм «Инсайт» по сценарию Ирады Берг.

Тэги: Юлия Могулевцева Ирада Берг
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гражданское противостояние

    05.10.2022
  • Золотая моя Москва

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Большой Василий

    17.08.2022
  • Незнание не оправдывает

    03.08.2022
  • Хрупкость и бесстрашие жизни

    19 голосов
  • Кто сложит романс XXI века?

    14 голосов
  • Большой Василий

    13 голосов
  • Химический ожог

    13 голосов
  • Все дороги ведут в Морец

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS