В конце июня в Большом зале филармонии имени Шостаковича в Санкт-Петербурге был представлен роман Ирады Берг «Contione – Встреча». Творческий вечер прошёл в рамках её авторского проекта «Чтения со смыслом». Беседуем об этом проекте, о связи поколений и о том, как удаётся сочетать организаторскую деятельность и литературное творчество.
– Ирада, вы – продюсер культурных проектов. С чего началась ваша работа в этом направлении и в чём для вас её главная ценность – творческая и человеческая?
– С чего началась? Наверное, с Екатерининского дворца, куда я пришла работать переводчиком с немецкого языка в международный отдел. Это был период активного воссоздания Янтарной комнаты. Спонсором выступила немецкая компания «Рургаз». Я много общалась с её руководством, переводила. Мне было интересно взаимодействие культуры и бизнеса. Спустя какое-то время я даже поехала в качестве помощника продюсера в Германию, где снимался фильм «Дело о Янтарном кабинете» режиссёра Виталия Аксёнова. Договаривалась о локациях и съёмках. Надо сказать, что у меня это хорошо получалось. И когда я вернулась, серьёзно задумалась о самостоятельных проектах. Первым был благотворительный детский бал. Мне хотелось, чтобы дети в неформальной обстановке привыкали общаться и познавали историю России и Петербурга. Я договорилась с руководством Мариинского театра, что каждый раз мы будем показывать какие-то вариации балета или оперы, связанные с темой бала. Первым балом стал «Щелкунчик» с декорациями Михаила Шемякина прямо в анфиладе Екатерининского дворца. Это было тогда очень ярким событием.
Для меня основной ценностью является возможность сделать что-то очень достойное. Мне важно поддержать при этом талантливых людей, раскрывая интересную тему, помочь кому-то лучше разобраться в себе.
– Для писателя, в какие бы времена он ни жил, имеет большое значение обмен мнениями с коллегами по цеху. Как складывался ваш собственный путь к литературному творчеству и кто поддерживал вас на этом пути?
– Не могу сказать, что он складывался легко. Были свои тернии. Поменялось моё отношение к профессии, критике. Ведь я, чтобы заниматься творчеством, ушла из музея, где работала заместителем директора. Сейчас у меня много друзей и единомышленников из сферы культуры и литературы. Вместе с народной артисткой России Марией Мироновой мы придумали проект «Чтения со смыслом», который как раз объединяет многих интересных и талантливых людей – литераторов, актёров, музыкантов. Проекту два года, но он активно развивается и набирает обороты. Сейчас мы готовим сборник, в него войдут рассказы известных авторов – Андрея Аствацатурова, Константина Богомолова, Дмитрия Озеркова, Сергея Николаевича и других. Также в книге будут опубликованы эссе тех победителей конкурса, которые ещё ни разу не издавались. В декабре по этим произведениям будет показан перформанс на новой сцене Александринского театра. Тема года – «Один счастливый день».
– Необходимость диалога маститых авторов с начинающими литераторами, вероятно, актуальна во все эпохи. Но, как мне кажется, особенно важна такая «связь поколений» в наши дни. Согласны ли вы с этим?
– Бесспорно. Мы ведь нужны друг другу, и нет смысла конфликтовать, необходимо использовать возможность обмениваться мнениями и энергией. У молодёжи есть чему поучиться, а моему поколению очень важно не застрять в прошлом и, учитывая накопившийся опыт, трансформировать его в настоящем.
– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Думаю, я не ошибусь, сказав, что эта фраза Экзюпери во многом созвучна миссии одного из ваших авторских проектов – «Чтения со смыслом». Как развивается проект сегодня?
– Как я уже говорила, очень активно. В этом году начинающий режиссёр Стася Венкова, выпускница ВГИКА и ученица Сергея Соловьёва, поставила перформанс с участием молодых актёров по моей пьесе «Дальше мы сами». Вот вам и экспериментальная лаборатория, и связь поколений. Было очень интересно работать вместе, спорить и, главное, созидать. Сейчас я вся в подготовке сборника. На следующий год запланировали с Сергеем Николаевичем, главным редактором журнала «Сноб» и замечательным писателем, совместный проект. Не хочу пока раскрывать тему, но задумка очень интересная. Там будет и книга, и кино.
– В каких жанрах сегодня в основном работают те, кто делает первые шаги в литературе? Какие темы волнуют современных молодых писателей?
– Молодое поколение очень рефлексирующее, и это хорошо. Они пытаются разобраться в себе и своих проблемах, психотравмах. Мне кажется, что это правильно, ведь только так можно прийти к принятию себя, а значит, и других. Да, у них обострено чувство справедливости, и мне это нравится.
– В прошлом году вышла ваша книга «Всему своё время». Многие читатели помимо прочих художественных достоинств отмечают её проникновенность и глубину. Недавно был издан роман «Contione – Встреча». Есть мнение, что деятельность писателя и организатора требует абсолютно противоположных качеств и условий. Как удаётся совмещать и то и другое, где черпаете силы и энергию?
– Я так не думаю. В нашей жизни всё построено на совмещении. Когда я продюсер, что предполагает много общения, то напитываюсь энергией, запасаюсь историями. Какая-то встреча может стать настоящим вдохновением. Позднее, уединившись, начинаешь её осмысливать и писать. Я работаю ночью, как правило, где-то с десяти вечера и до трёх-четырёх утра. Как ни пыталась стать жаворонком, ничего не получилось. В ночные часы мне никто не мешает, и это только моё время. Сейчас работаю над новым романом. Начала его во время пандемии, и это было для меня настоящим спасением и возможностью осмыслить то, что происходит.
А вообще, нет ничего на самом деле, как сказал мой друг, кроме поиска ответов и понимания того, что их нет. Кажется, вот только нащупал что-то, как всё снова рассыпается, и остаётся снова начать собирать.
Юлия Могулевцева
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Ирада Берг (Ирада Тофиковна Вовненко) – продюсер, председатель благотворительного фонда «Ренессанс», автор культурных проектов, в том числе – «Чтения со смыслом».
Родилась в 1973 году в Ленинграде.
Окончила Санкт-Петербургский государственный институт культуры и Санкт-Петербургский государственный университет. Работала синхронным переводчиком, главным специалистом международного отдела ГМЗ «Царское Село». Занимала руководящие должности в «ГМП «Исаакиевский собор», Юсуповском дворце на Мойке.
Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Автор книг «Всему своё время», «Contione – Встреча» и других. Составитель сборника «Кто я?» (издаётся в рамках проекта «Чтения со смыслом»).
В декабре 2021 года выйдет фильм «Инсайт» по сценарию Ирады Берг.