Проблему транспорта в мегаполисе можно решить только комплексно
Стратегия развития транспортного хозяйства столицы разрабатывается властями не первый год, постоянно дорабатываясь по ходу строительства. При этом видеть ситуацию необходимо тут на перспективу, а расчёты здесь неумолимо показывают, что число городского автотранспорта будет с годами только увеличиваться. Уже сегодня в городе насчитывается почти три с половиной миллиона автомобилей, плюс к тому не менее пятисот тысяч приезжает в город из Московской и других областей. Ежегодный прирост автопарка столицы составляет до 150 тыс. единиц транспортных средств. Эксперты прогнозируют, что к 2010 г. его величина может достигнуть 4 млн. авто- и мотосредств, а к 2015-му – 5 млн.
Как же быть дальше? Ответ на этот вопрос и ищут специалисты профильных структур правительства Москвы. Безусловно ясно пока одно – решение проблемы может быть только комплексным. Это не только регулирование существующих потоков автотранспорта, строительство новых магистралей, но и долговременное прогнозирование ситуации на дорогах на несколько десятилетий, всесторонний учёт накопленного зарубежного опыта. Ведь большинство крупных мировых мегаполисов столкнулось с этой проблемой ещё 20–30 лет назад. Их опыт убедительно доказывает – одним лишь строительством новых магистралей проблему не решить. Необходимы и административные меры. Но самое главное – стратегическое изменение потоков движения автотранспорта. Именно на это и направлены сегодня усилия городских властей. Известно, что Москва не заканчивается МКАДом. «Реальный город» уже включает в себя и прилегающие к столице города-спутники: Химки, Видное, Мытищи, Люберцы – отделить их жителей от Москвы нельзя, большая их часть приезжает в столицу практически каждый день, работает в городе и проводит здесь свой досуг. Но именно здесь, как показывает мировая практика, и может быть скрыт ключ к решению сложнейшей транспортной проблемы. Сложившиеся транспортные потоки в направлениях из пригородов к центру и из центра на окраину вечером надо изменить, частично «поменять местами».
Именно поэтому полицентрическое развитие Москвы предполагает оттягивание офисов из исторического центра, равномерное их распределение вдоль Четвёртого транспортного кольца. При этом ни в коем случае не должно быть снижено, а, наоборот, увеличено строительство транспортных магистралей, только такое сочетание и даст в будущем заметный эффект. Именно с этой целью в Москве уже построены и строятся в настоящее время всё новые и новые транспортные магистрали. Масштаб сделанного в столице в последние годы и так поражает: расширена, реконструирована МКАД, «с нуля» построено Третье транспортное кольцо, завершаются работы на новом Звенигородском проспекте, который свяжет центр Москвы с Серебряным Бором. Активно ведётся реконструкция «Большой Ленинградки». Уже началось строительство Четвёртого кольца.
При этом Москва всё больше отказывается от исключительно кольцевой системы организации транспортного потока, доставшегося нам в наследство от древних предков. Ведь изначально Москва обустраивалась именно как город-крепость, город, обнесённый кольцом из деревянных, а потом и каменных стен, вокруг которого опять же по кругу разрастались селения, постепенно входящие в городскую черту.
Подобное градостроительство уже не актуально. Нашествие автомобилей заставляет всерьёз задумываться о широких проспектах с большой пропускной способностью. Именно в рамках этой стратегической задачи развёрнуто сегодня строительство новых транспортных магистралей. Это «Большая Ленинградка», Звенигородский проспект, планируемое строительство рокад. «Большая Ленинградка» занимает здесь особое место – пропускную способность трассы планируется увеличить вдвое. Сегодня на всём пространстве от стен Кремля до границы города развернулось одно большое транспортное строительство в целях радикальной разгрузки автомобильного потока до аэропорта «Шереметьево-2». В самое ближайшее время начнётся реконструкция Пушкинской и Триумфальной площадей, возводятся всё новые эстакады, тоннели, развязки и переходы. В настоящее время активно идут работы в районе станции метро «Сокол». По данным, озвученным на днях первым заместителем руководителя Департамента градостроительства города Александром Левченко, «работа по выполнению проекта «Большая Ленинградка» в районе станции метро «Сокол» идёт в графике. Это подтверждают итоги очередного совещания в штабе строительства здесь, на Балтийской улице».
Но строительство новых хордовых и «вылетных» трасс не означает и прекращение кольцевого строительства, строительство Четвёртого транспортного кольца только набирает силу. В феврале 2007-го начались работы на восточном участке будущей трассы. Параллельно начался вывод десятков предприятий в районе Щёлковского шоссе и шоссе Энтузиастов. Среди прочих предназначенных к сносу строений 26 гаражных комплексов и стоянок. Права владельцев гаражей при этом будут максимально учтены. Каждый законный владелец гаража сможет выбрать либо денежную компенсацию, либо машино-место в строящемся по соседству паркинге. К сентябрю около тысячи владельцев гаражей согласились на денежную компенсацию, и 360 гаражей были освобождены и снесены. Следующий этап строительства кольца – это строительство в противоположных направлениях: от шоссе Энтузиастов к Волгоградскому проспекту и от Щёлковского шоссе в сторону Открытого шоссе. В 2009 г. возможен ввод участков от Измайловского до Щёлковского шоссе и от шоссе Энтузиастов в сторону Рязанского шоссе, после чего планируется открыть участок от Открытого до Рязанского шоссе. Полностью же движение по Четвёртому транспортному кольцу планируется открыть к 2013 году. Но строительство новых и новых колец не может решить транспортную проблему в городе кардинально. Опыт современных западных городов говорит о необходимости строительства системы дорог, по структуре больше напоминающей шахматную доску. Так построено движение в Нью-Йорке, где «авеню» и «стрит» пересекаются под прямым углом практически через каждые двести метров. Это в самом деле удобно, но в столице, к сожалению, так сделать уже не получится. Пришлось бы варварски «прорежать» мегаполис, в том числе и районы исторической застройки. Наше ноу-хау здесь – разработанный ещё советскими проектировщиками проект «звезда», способ, который, не нарушая архитектурной целостности Москвы, сможет резко облегчить жизнь автомобилистам. Суть его заключается в том, что от исторического центра во все стороны расходятся лучи-магистрали. Они объединяются друг с другом не только кольцами, но и хордами – дорогами, проходящими через всю столицу, при этом не задевающими перегруженный машинами центр. Сегодня этот проект реализуется в виде строительства Звенигородского проспекта и проектирования так называемой Южной рокады. Рокада эта начнётся на Балаклавском проспекте, пересечёт затем Варшавское шоссе, железнодорожные пути и соединится с Кантемировской улицей. Часть трассы уйдёт под землю – здесь будет действовать самый длинный подземный тоннель в Москве – его создание начнётся в Москве уже в марте 2008 года. Планируется строительство и Северной рокады – она свяжет север города с востоком и северо-востоком столицы. Новая магистраль соединит и две скоростные платные дороги – Москва–Санкт Петербург и Москва–Ногинск.
Комплексное улучшение транспортной ситуации в городе предполагает не только строительство новых трасс, но и контроль за состоянием уже существующих.
В рамках реализации «глобальной транспортной программы» правительством Москвы решено проверить более 170 улиц, площадей и проспектов города на качество состояния дорожного покрытия, только на эти цели из городского бюджета выделяется около семи миллионов рублей. В первую очередь обследуются те из них, где были просадки грунта. А это Большая Дмитровка, Большая Лубянка, Покровка, Коровий Вал, Большая Почтовая, Мясницкая, Пушкинская площадь, Новый Арбат и ряд других.
Параллельно идёт строительство всё новых и новых парковок, без которых нормальное развитие транспортной инфраструктуры города невозможно. Опробуются и новые технологии, в частности новый «спецасфальт», который снижает шум от трения колёс о проезжую часть, и много другого.
Стихии автомобильного нашествия в столице противостоит продуманная и тактически выверенная стратегия, над реализацией которой и работают каждодневно и без устали многие тысячи специалистов.