Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Транзитное притяжение

01 января 2007

ЭКОНОМИКА

Воднотранспортная сеть Союзного государства востребована его соседями

В ходе недавнего совещания в Кобрине (Брестская область) по вопросам судоходства по рекам и каналам  Беларуси приняты решения по его развитию в рамках потребностей Союзного государства, а также для  привлечения внешнеторговых грузов стран Балтии, Украины и Польши.


По мнению Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, географическое положение Беларуси, то есть западного региона этого государства, и её транзитные возможности – одно из наиболее эффективных направлений транспортно-экономического сближения всего Союзного государства как с европейским зарубежьем, так и со странами СНГ.

Очевидно, что в рамках этой концепции нужно в большей мере задействовать транзитные выгоды  действующих и запланированных водных путей. Вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин отметил в ходе кобринского совещания, что «мы видим большой потенциал водных путей Беларуси и должны их развивать. Это полторы тысячи километров водного пути и 10 речных портов. В этой сфере мы имеем хорошую динамику, но не до конца использованы все резервы». По его мнению, «необходимо построить в Мозыре порт, чтобы аккумулировать грузопотоки в направлении Чёрного моря, чтобы с меньшими затратами перевозить на днепро-черноморском направлении, например, калийные удобрения, нефть, нефтепродукты».

Тем временем в 2010–2011 годах Западная Двина почти на всём её белорусском течении стала судоходной. Подчеркнём: после 26-летнего перерыва. Для этого со дна реки в 2009–2011 годах пришлось поднять до 35 тыс. тонн грунта, углубить фарватер и обустроить три причала. В планах – регулярные пассажирские перевозки в Латвию, что поддерживается латвийской стороной. Но, чтобы Западная Двина стала судоходной на всём её протяжении, как считает директор латвийского Фонда развития среды и энергетики Валерий Штамерс, «на Даугаве нужно построить три гидроузла».

Вдобавок в 2011 году возобновлены теплоходные рейсы в порту Бобруйск – то есть в южном секторе Березинской водной системы, соединяющей Днепр с Западной Двиной по южному маршруту.

Общий объём речных грузоперевозок в Беларуси достигает 4,5–5 млн. тонн в год, из них доля зарубежного транзита – максимум 5%. Но если будут реализованы упомянутые планы, а также проекты реконструкции Березинской системы, создания «трансбелорусских» каналов Неман–Щара–Днепр (действовавший до 1980 года Огинский канал) и Днепр–Даугава, тогда, по прогнозам, этот показатель превысит 10 млн. т/год. А доля транзитных грузопотоков достигнет самое меньшее 15%.

Как отмечено в прошлогоднем исследовании белорусских экспертов С.Э. Мастицкого, А.Ю. Каратаева и Л.Е. Бурлакова, «правительство Беларуси планирует реконструировать Огинскую систему для восстановления судоходства… Протяжённость Березинской системы – 162 километра, перевозка по ней древесины и продовольственных грузов осуществлялась только в одном направлении – до порта города Риги. Ведётся обсуждение возможности реконструкции Березинской системы».

А весной 2011 года НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси, проект EcomotelBY и Березинский биосферный заповедник организовали водную экспедицию по Березинской системе. Вот её основные выводы: «…Маршрут можно отнести к малоизученным и продолжить его освоение. Если проходить путь «из варяг в греки», то легче пройти его с юга: по Березине, далее вверх по Сергучскому каналу, затем Березинскому каналу, рекам Береща и Эсса».

Подобная транзитная система существенно увеличила бы пропускные возможности грузопотоков Союзного государства.

Алексей ЧИЧКИН

Обсудить в группе Telegram

Алексей Чичкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS