Воднотранспортная сеть Союзного государства востребована его соседями
В ходе недавнего совещания в Кобрине (Брестская область) по вопросам судоходства по рекам и каналам Беларуси приняты решения по его развитию в рамках потребностей Союзного государства, а также для привлечения внешнеторговых грузов стран Балтии, Украины и Польши.
По мнению Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, географическое положение Беларуси, то есть западного региона этого государства, и её транзитные возможности – одно из наиболее эффективных направлений транспортно-экономического сближения всего Союзного государства как с европейским зарубежьем, так и со странами СНГ.
Очевидно, что в рамках этой концепции нужно в большей мере задействовать транзитные выгоды действующих и запланированных водных путей. Вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин отметил в ходе кобринского совещания, что «мы видим большой потенциал водных путей Беларуси и должны их развивать. Это полторы тысячи километров водного пути и 10 речных портов. В этой сфере мы имеем хорошую динамику, но не до конца использованы все резервы». По его мнению, «необходимо построить в Мозыре порт, чтобы аккумулировать грузопотоки в направлении Чёрного моря, чтобы с меньшими затратами перевозить на днепро-черноморском направлении, например, калийные удобрения, нефть, нефтепродукты».
Тем временем в 2010–2011 годах Западная Двина почти на всём её белорусском течении стала судоходной. Подчеркнём: после 26-летнего перерыва. Для этого со дна реки в 2009–2011 годах пришлось поднять до 35 тыс. тонн грунта, углубить фарватер и обустроить три причала. В планах – регулярные пассажирские перевозки в Латвию, что поддерживается латвийской стороной. Но, чтобы Западная Двина стала судоходной на всём её протяжении, как считает директор латвийского Фонда развития среды и энергетики Валерий Штамерс, «на Даугаве нужно построить три гидроузла».
Вдобавок в 2011 году возобновлены теплоходные рейсы в порту Бобруйск – то есть в южном секторе Березинской водной системы, соединяющей Днепр с Западной Двиной по южному маршруту.
Общий объём речных грузоперевозок в Беларуси достигает 4,5–5 млн. тонн в год, из них доля зарубежного транзита – максимум 5%. Но если будут реализованы упомянутые планы, а также проекты реконструкции Березинской системы, создания «трансбелорусских» каналов Неман–Щара–Днепр (действовавший до 1980 года Огинский канал) и Днепр–Даугава, тогда, по прогнозам, этот показатель превысит 10 млн. т/год. А доля транзитных грузопотоков достигнет самое меньшее 15%.
Как отмечено в прошлогоднем исследовании белорусских экспертов С.Э. Мастицкого, А.Ю. Каратаева и Л.Е. Бурлакова, «правительство Беларуси планирует реконструировать Огинскую систему для восстановления судоходства… Протяжённость Березинской системы – 162 километра, перевозка по ней древесины и продовольственных грузов осуществлялась только в одном направлении – до порта города Риги. Ведётся обсуждение возможности реконструкции Березинской системы».
А весной 2011 года НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси, проект EcomotelBY и Березинский биосферный заповедник организовали водную экспедицию по Березинской системе. Вот её основные выводы: «…Маршрут можно отнести к малоизученным и продолжить его освоение. Если проходить путь «из варяг в греки», то легче пройти его с юга: по Березине, далее вверх по Сергучскому каналу, затем Березинскому каналу, рекам Береща и Эсса».
Подобная транзитная система существенно увеличила бы пропускные возможности грузопотоков Союзного государства.