Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Требник королей

01 января 2007

ПОЛИТПРОСВЕТ

Общественные науки постоянно натыкаются на «конфликт интересов» во власти

Татьяна Назаренко. «Декабристы. Восстание Черниговского полка». 1978 годВ последнее время и совсем неслучайно в нашем обществе активно обсуждается тема изучения и изложения отечественной истории. Неоднозначность, мозаичность и противоречивость в восприятии, понимании и оценках нашими обществоведами отдельных периодов, эпизодов и фактов российской истории при отсутствии должной определённости в позиции Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки привели к затяжному хаосу в деле преподавания и изучения истории Отечества.

Требник – богослужебная книг... содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде одного или нескольких христиан в особых условиях места и времени... Требник по количеству излагаемых в нём молитвословий разделяется на большой, малый и дополнительный. Малый требник есть сокращение большого и заключает требы, которые совершает приходской священник для прихожан.
 
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 

С середины 80-х годов прошлого века, когда начали рушиться мифы и догматы советского обществоведения, из школ и вузов страны выходят молодые люди, получившие из разных учебников и от своих учителей взаимоисключающие друг друга знания об истории своей родины.
 
В академических институтах дело обстоит ничуть не лучше, хотя приобретшие учёные степени и звания философы, социологи, политологи и правоведы, продуцирующие и транслирующие в сознание людей «знание об обществе», предпочитают в этом публично не признаваться. 

Кризис обществознания в виде отсутствия точных, не вызывающих в их объективности сомнений, знаний и подмена последних субъективными мнениями для России не новость и никак не примета только нашего времени. На эту тему шутил ещё Пушкин, который, сравнивая труды по отечественной истории Н. Карамзина, С. Глинки и Н. Полевого, писал: «У нас есть три Истории России: одна для гостиной, другая для гостиницы, третья для гостиного двора». 

Скажем сразу: условность, недостоверность знаний об обществе отнюдь не являются чертою только российского обществоведения. Она характерна для всего комплекса «исторических наук» безотносительно к национальным и временным границам. 

В 1813 году граф Сен-Симон, которому выпал жребий стать одним из основоположников теоретического социализма, обладая как в исторических, так и естественно-научных дисциплинах энциклопедическими познаниями, в работе «Труд о всемирном тяготении» писал: «Историю у нас называют требником королей. По тому, как короли управляют, видно, что этот требник никуда не годится. История действительно в научном отношении не вышла из детских пелёнок». 

Спустя два столетия ситуация в изучении истории людей, познании общества за некоторыми необходимыми оговорками, касающимися прежде всего марксизма, мало в чём изменилась. Современные теории о «человеке и обществе» по-прежнему демонстрируют свою практическую негодность или полную оторванность от общественно-политической практики. 

Последний генеральный секретарь ЦК КПСС и единственный президент СССР М. Горбачёв в своё время любил повторять: «Политика – искусство возможного». Но, видимо, помощники вовремя не подсказали ему, что политика как «искусство возможного» предполагает определение пределов этого самого «возможного». Равно как не напомнили суждения Ленина о том, что политика – это в первую очередь наука и лишь затем «искусство», и потому политическая наука должна с наибольшей точностью установить пределы возможного для каждого из участников политического процесса. Что тогда из одного, без опоры на науку, политического «искусства» Горбачёва получилось, общеизвестно. Впрочем, из-за отсутствия в СССР научной теории о развитии общества лично от самого Горбачёва мало что зависело.

Очевидный кризис исторической науки, её частных направлений и различных «специализаций» никоим образом не касается эмпирического обществознания, стабильно пребывающего в научном здравии. Историография как летописание, археология, этнография, демография, языкознание, являясь образцами «опытной науки», основанной на наблюдении, на работе с эмпирическим, подлежащим чувственному восприятию материалом, достигла значительных успехов и научных результатов, которые ни у кого в обществе сомнений не вызывают. 

Хронический кризис знания об обществе всецело относится к области теоретического обществознания, которое призвано раскрывать сущность явлений общественной жизни, переходить, говоря словами одного совсем не слабого теоретика, «от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.». 

Непродуктивность теоретического обществознания, его практическая бесполезность, неспособность быть надёжным компасом, руководством при управлении общественными процессами, в политике прежде всего, находится в резком контрасте с безусловными успехами естественных и технических наук. 

Превращение науки в производительную силу общества, признание её особым социальным институтом произошло благодаря естествознанию и техническим наукам. 

Теоретическое обществознание в лице его многочисленных представителей (социологов, политологов, культурологов, философов и т.п.) сегодня пользуется тем, что добыто именно естественными и техническими науками. Пользуется как самим знанием этих наук, так и социальным статусом, предполагающим финансирование за счёт налогоплательщиков.

Что же делает современное теоретическое обществознание по отношению к науке ложным, или ненаучным сознанием? И почему это происходит? 

Отчасти хроническое отставание обществознания от естествознания объясняется тем, что изучаемый им объект значительно сложнее. Ведь история складывается из деятельности сменяющих друг друга поколений живых людей, наделённых сознанием и преследующих свои цели.
В природе процессы развития материи обладают значительно меньшей динамикой, большей повторяемостью, и там неизмеримо реже, чем в обществе, происходят исторические «случайности». Кроме того, естествознание в отличие от обществознания значительно меньше зависит от борьбы групповых и индивидуальных интересов. В положительных результатах изучения природы, как правило, заинтересовано всё общество, тогда как научное познание общества постоянно «натыкается» на конфликты и борьбу различных интересов. На ту идеологическую «маскировку», которую используют различные социальные и политические силы, выдавая свои частные интересы за интересы всего общества (народа, нации, государства). Идеологическим прикрытием такого лицемерия становятся рассуждения о некоем «идеальном государстве», «государстве всеобщего благоденствия» или «общенародном государстве». 

Познание в своём развитии всегда следует за развитием самого объекта. Развитие общества на протяжении тысячелетий не раскрывало человечеству «тайну» своего материалистического происхождения. В традиционных, основанных на земледельческой экономике обществах, вплоть до появления капитализма, имело место «внеэкономическое принуждение» к труду. В силу чего личные качества людей, имевших социальные привилегии (сеньора, помещика, монарха), позволяли обряжать проблему социального неравенства в моральные и политические одежды. 

Только развитие капитализма в Европе, заменившее внеэкономическое принуждение к труду экономическим, обнажило «материалистическую связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства… и, следовательно, представляет собой «историю», вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая ещё сверх того соединяла бы людей» (К. Маркс). 

Потребности развития того же капитализма вызвали к жизни и утвердили в борьбе с христианской идеологией плодоносящую «опытную науку», пышно расцветшую в виде естествознания и машинной техники. Это же развитие капитализма пробудило у обществоведов той эпохи интерес к экономике, что привело к зарождению экономической науки, достигшей своего расцвета в самой в те времена передовой капиталистической стране – Англии. 

Однако путь к научному познанию общества – относительно точному и постоянно уточняемому знанию, подсказанный развитием капитализма и успешным развитием естественно-научного материализма в XVI–XVIII веках, из-за господства в общественном сознании различных идеологических форм с присущей им консервативностью оказался непростым и тернистым. 

Ещё до того как Маркс заговорил о своей приверженности «опытной науке, состоящей в применении рационального метода к чувственным данным», тот же Сен-Симон утверждал: «Общая наука не станет позитивной до тех пор, пока все частные науки не будут основаны на наблюдениях». 

И прежде чем Маркс открыл и сформулировал материалистическое понимание истории, требующее признания конфликта экономических интересов и особую роль института (частной) собственности, тот же самый Сен-Симон говорил: «Конечно, форма парламентского правительства предпочтительна перед всеми другими, но это есть только форма, а учреждение собственности – суть; именно этот институт служит основанием общественного здания».

Сен-Симон свои поиски «позитивной науки» закончил учением о «новом христианстве». Крупнейшие английские экономисты так и не поняли исторической природы капитализма как очередного этапа всемирной истории и потому представляли себе (и обществу) анализируемые ими закономерности капиталистического производства в виде «вечных» законов. Наконец, Фейербах, признавший, что основу всего «здания человеческого знания» составляет естественно-научный материализм, стал изучать живых индивидов вне всей полноты их многообразной практической деятельности. И потому, говоря словами Маркса, исследовал человека через «очки философа», то есть абстрактно. 

Последовательно и до конца, не только открыв и сформулировав материалистическое понимание истории, но и применив его к изучению современных ему общественных форм, пройти весь путь по дороге, ведущей к производству научного знания об обществе, удалось только Марксу. Однако сломать многовековые традиции идеологического сознания, представленного в то время в виде религии, морали, философии, политических и правовых учений, оказалось выше и его сил. Это вообще не под силу одному, даже самому великому человеку. 

Это сможет сделать только «общество», да и то лишь тогда, когда оно осознает, что:
а) не всякая теория общественного развития является наукой;
б) до тех пор пока разные виды и формы идеологии остаются «необходимыми продуктами» исторического процесса, научное познание общества требует постоянного их преодоления, их научной критики;
в) сама эта критика должна быть основана на точном знании «материалистической связи» между людьми и стоящими за ней экономическими интересами;
г) точное знание этой связи должно быть установлено «в каждом отдельном случае», поскольку «никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой и состоит в её надысторичности» (Маркс);
д) без точного знания «материалистической связи», соединяющей людей в общество в определённое время и конкретном месте, любое теоретизирование на тему «общество», каким бы наукообразным оно ни было, остаётся лишь интеллектуальной игрой в науку образованных, отмеченных разными учёными степенями и званиями идеологов.

Благодаря стараниям ведущих теоретиков ЦК ВКП(б)–КПСС из марксизма попытались сотворить «универсальную отмычку», в результате чего из отдельных суждений Маркса, Энгельса и Ленина на свет под названием «марксизма-ленинизма» была произведена убогая догматическая смесь, которая, перефразируя Сен-Симона, стала «требником» советских «королей». Постсоветская Россия продолжает жить в плену идеологического (в соответствии с политической конъюнктурой «либерально-демократического») сознания. Неслучайно авторы социологического исследования, проведённого Институтом общественного проектирования, вынуждены были признать, что «российское общество устроено совсем не так, как принято считать». 

И также неслучайно вместо истории философии, которая как любая историческая дисциплина при диалектико-материалистическом подходе может быть наукой, сегодня по-прежнему изучается отнесённая Марксом к разновидностям идеологии «философия», которая по своей сути не может быть и не является наукой, но при этом до сих пор числится в перечне научных дисциплин ВАКа. 

По этой же причине дипломированные философы, пытаясь уйти от философского априоризма, ищут и обсуждают «философские вопросы» конкретных, в том числе естественных и технических, наук. Одновременно другие рассуждают и пишут книги о «философии политики» и «философии права». 

Ни те, ни другие даже не пытаются дать себе отчёт в том, почему Маркс, начинавший как блестящий философ, после открытия им материалистического понимания истории написал, что «философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь». 

По той же причине, когда десять членов Академии наук, выступив в прошлом году в защиту материалистического мировоззрения против введения в школах в обязательном порядке религиозного предмета и включения теологии в перечень научных специальностей, обратились к президенту, то среди них не оказалось ни одного философа или обществоведа. Все обратившиеся были представителями здорового от природы «естественно-научного материализма», который Маркс с Энгельсом, вслед за Фейербахом считали основой всякого научного знания. 

Может быть, пришло время, отставив все личные и корпоративные интересы, вспомнив заповедь великого мыслителя древности, что «Платон мне друг, но истина дороже», задуматься над всем этим и поговорить начистоту? 

Вадим МУХАЧЕВ, доктор философских наук, профессор

Обсудить в группе Telegram

Вадим Мухачёв

Мухачёв Вадим Владимирович (р. 1945) Доктор ф... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS