Окружные власти юго-востока столицы давно сотрудничают со студентами и аспирантами московских вузов, поскольку, как считает префект ЮВАО Владимир Зотов, важны свежий взгляд и нетривиальные подходы к решению городских проблем. К примеру, студенты Московского строительного университета, учитывая, что в столице нет свободных территорий для устройства новых автомагистралей и расширения существующих, предложили использовать земли в границах полосы отвода железной дороги, свободной от застройки. Как правило, она занята малоэтажными зданиями и сооружениями, что позволяет возводить над железнодорожными путями и объектами новые автомобильные магистрали. Это будут многоуровневые конструкции эстакадного типа, опоры которых расположатся между железнодорожными путями.
Прокладывание трасс новых автомагистралей возможно на всех направлениях Московской железной дороги: Курском, Казанском, Ярославском, Ленинградском, Рижском, Смоленском, Киевском, Павелецком, и это позволит сформировать единую автомагистраль в пределах МКАД.
Для изучения реальных возможностей полосы отвода железной дороги студенты провели проектный эксперимент в зоне Курского направления. В результате ими были предложены две надземные магистрали с общественными и грузораспределительными транспортно-пересадочными узлами, а также изменение конфигурации Четвёртого транспортного кольца за счёт полосы отвода железной дороги Курского направления, позволяющей отказаться от прокладки тоннеля (по существующему проекту километры дороги должны пройти в тоннеле под Москвой-рекой и районом Нагатинский затон). Многокилометровый тоннель глубокого заложения – это дорогое удовольствие, да и водителям, судя по тому же Лефортовскому тоннелю, где ежедневно происходит немало дорожно-транспортных происшествий, вряд ли будет комфортно в нём.
Кроме того, что при наземной и надземной трассировке юго-восточного участка Четвёртого транспортного кольца затраты на строительство и эксплуатацию магистрали сократятся, это позволяет сделать дополнительные развязки и съезды в транспортную сеть города, создать новые транспортно-пересадочные узлы, обслуживающие жителей.
Для совершенствования традиционной схемы организации движения студенты предлагают разделить транспортные потоки на «транзитные» и «городские» и пустить транзитные (из Московской области) по автомагистралям в полосах отвода железных дорог.
Около станций метро, железнодорожных платформ и других мест пересадки пассажиров в соответствии со студенческим проектом можно разместить многофункциональные транспортно-пересадочные узлы – новые градостроительные образования, регулирующие автомобильные потоки. Для автомобилистов, пассажиров автобусов, желающих воспользоваться скоростной магистралью, предполагается сделать автостоянки, рядом с которыми – торговый и офисный центры, спортивно-рекреационный комплекс, гостиница, где можно переночевать.
Для транзитных грузовых автомобилей предлагается устроить грузораспределительные транспортно-пересадочные узлы, откуда грузы будут перевозиться по Москве малотоннажными автомобилями. Для водителей здесь тоже будут действовать гостиницы.
Проект был вынесен на суд коллегии префектуры ЮВАО. Руководители округа пригласили на обсуждение представителей НИиПИ Генплана Москвы, Департамента транспорта и связи, ГУП «Московский центр освоения резервных территорий», которые отметили актуальность поднятой студентами проблемы. Решать её необходимо системно – федеральным, городским и областным властям, ОАО «Российские железные дороги», используя новые подходы и методы, поскольку старые уже не работают.
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: год назад был создан Координационный совет правительства Москвы и ОАО «РЖД» по взаимодействию в освоении территории Московского железнодорожного узла и прилегающих территорий. Рабочая группа совета приступила к нормативному обеспечению строительства дорог над железнодорожными путями, созданию проектов транспортно-пересадочных узлов, организации пассажирского движения на малом кольце МЖД и т.д.