Фильм Данилы Козловского успешно стартовал в прокате
Назойливая рекламная кампания раздражала, трейлер не сулил ничего особенного. Хотелось отмахнуться: блажь, успешный актёр решил попробовать себя в роли режиссёра, спекулируя на модной теперь спортивной теме, – что там можно открыть нового? Тем более что последние опусы Козловского в качестве актёра («Довлатов», «Матильда», «Статус: свободен») особо не вдохновляли, и вдруг... Как же, оказывается, приятно ошибиться в прогнозах.
Впечатления необыкновенно радостные. Первое из них и главное: мало кто ожидал такого зрелого, мощного режиссёрского дебюта. Удивительный прыжок. Полагаю, «Тренер» будет не менее успешен, чем победные фильмы последнего времени, Данила Козловский (как актёр в «Легенде № 17» и «Экипаже») участвовал в революционном повороте российского кино к зрителю, а теперь ему удалось ворваться в режиссёрскую элиту России.
Авторы сценария (Андрей Золотарёв, Сергей Четверухин и сам Козловский) написали многомерную, объёмную, очень человечную историю. О футболе, но это, конечно, не только жанровая спортивная лента, хотя надо отметить, что впервые о футбольном закулисье удалось рассказать так много и так сильно. Ситуации со сливом матчей и съеданием тренеров, подкуп судей, проблемы с трансферами предстали во всей своей неприглядной красе. Удивили и обрадовали актёры. Убедителен, крупен и страшноват Игорь Гордин, играющий футбольного функционера. Какая-то очень современная угроза исходит также от внешне доброжелательного, как и все крупные чиновники, мэра в исполнении Виктора Вержбицкого. Огромная удача фильма – Ирина Горбачёва в роли президента провинциальной футбольной команды – неожиданная, взрывная, многоплановая. Она очень аскетична в выразительных средствах, но удивительно обаятельна, убедительна и заразительна. Молодая актриса вровень с блистательным Владимиром Ильиным, который замечательно сыграл спивавшегося тренера, любовь которого к футболу никому, кроме детей, не нужна. Но, почувствовав, что есть люди, которые относятся к спорту не как к бизнесу, он пришёл в команду и вместе с ней возродился.
Здесь слаженный актёрский ансамбль, создана атмосфера подлинности. Очень хорош юный Виталий Андреев в роли футболиста, который долго не мог преодолеть свои комплексы и раскрыться; на месте в роли лидера фанатов Александр Ильин. Прекрасен дуэт Андрея Смолякова и Данилы Козловского; давно я не видел в кино, чтобы так сильно звучала тема отцовской любви. Сыграно скупо, точно, пронзительно.
Если к некоторым исполнителям, скажем, в «Движении вверх» были претензии, то тут режиссёр очень помог раскрыться и проявиться всем участникам, как и его герой – футболистам. Правда, некоторым поклонницам Козловского не понравилась возлюбленная его героя (Ольга Зуева). А мне как раз показался выбор режиссёра правильным – у нас так много записных красоток, что захотелось просто хорошего человека, девушку, которая не обманет. В то, что любовь скромного доктора помогла герою выбраться из той ямы, в которую его затащила жизнь, я поверил. И в то, что герой полюбил тот южнорусский город, который замечательно снял оператор Фёдор Лясс, и его футбольную команду, и фанатов клуба, – они все стали заодно. Потому-то и смогли двинуться вверх.
Отличает «Тренера» от других лент о спорте ещё и то, что здесь главное – не победить каких-то американцев или канадцев, а победить в себе то, что мешает жить и развиваться. Лень, уныние, гордыню, коррупцию, равнодушие... Не «болельщицкий» патриотизм, а настоящая любовь к людям и забота о стране. Здесь нет такого напряжённого спортивного экшна, как в других фильмах о спорте, зато звучат вопросы, которые волнуют всех: «Зачем жить, зачем играть, рисковать, ведь можно не надрываться, сливать матчи, рубить бабло и попивать пивко?.. Откуда берётся энергия, которая преображает человека, заставляет его прыгнуть выше головы?» «Всё начинается с любви». Без неё ни герой не возродился бы, ни команда, ни город, ни страна.
Чтобы жить лучше, надо быть лучше.
Немного коробил англоязычный саундтрек фильма; но когда фанатский хор вместо своих кричалок вдруг грянул по-русски «Последнюю поэму» Алексея Рыбникова (из фильма «Вам и не снилось» на стихи Рабиндраната Тагора), сквозь смех покатились слёзы; а уж когда в финале зазвучал Юра-музыкант с «Это всё, что останется после меня», они стали неудержимы.