К 225-летию со дня рождения поэта и первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига.
Соловей, нежно трепещущий в романсе, улетает, чтоб вернуться новыми и новыми исполнениями…
Самое известное стихотворение Дельвига нежно трепещет на онтологическом ветру времени: и, какие бы перемены не давало оно, остается романс: сияя звуком, смыслом, историческими аллюзиями.
…рано начал писать стихи, публиковал их в разных журналах, и был, по определению Пушкина «сын лени вдохновенной»…
Той, вероятно, барской, сладкой, что так богато воспета Гончаровым в классическом романе-образе.
…впрочем, многие стихотворения Дельвига отличались упругим задором, и той энергией жизни, которая лени противостоит:
Что Илличевский не в Сибири,
С шампанским кажет нам бокал,
Ура, друзья! В его квартире
Для нас воскрес лицейский зал.
Как песни петь не позабыли
Лицейского мы Мудреца,
Дай бог, чтоб так же сохранили
Мы скотобратские сердца.
Не был чужд иронии, иногда легкими ленточками перехватывающей строчки; Лицей оставался полем наибольшей яркости в жизни, и, вспоминаемый, словно загорался особыми огнями:
Семь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Все любишь лицейские песни,
Все сердцу твердишь про Лицей.
Фантазия Дельвига была развита чрезвычайно: идиллии его свидетельствуют о том: сколько воображения требовалось, чтобы так живописать Грецию, золотой век…
Каким должно обладать мистическим чутьем, волновой интуицией, чтобы через переводы немецкие или латинские подражания так угадать греческую роскошь и негу…
Поэзия Дельвига ныне – скорее часть истории литературы, нежели насыщенная и живая литература; однако, «Соловей», улетающий вновь и вновь, славно трепещет в культурном воздухе и ныне.