Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2014 г.
  4. № 4 (6447) (29.01.2014)
Общество Образование

Третий класс. Вперёд, к ЕГЭ

29 января 2014

Давно уже стараюсь не заглядывать в учебники внуков, чтобы не травмировать нервную систему, и не выдерживаю – смотрю. С каждым годом испытание всё более тяжкое…

Внук-восьмиклассник принёс учебник по информатике: «Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. – ОАО «Московские учебники», 2011». Открываю. Рядом с выходными данными фраза: «Р е к о м е н д о в а н о Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». После прочтения этого пассажа стало тошно и от слова «образование», и от обозначаемого им процесса. Полистав учебник, натыкаюсь ещё на один перл (цитируется с сохранением всех падежных окончаний): «Компьютер, предоставляющий пользователям доступ к информационнЫЕ сервисАМ и услугам с компьютеров, подключённых к серверу по локальной или глобальной компьютерной сети»…

Следующее впечатление – от красивой глянцевой сиренево-голубой тетради, купленной в числе других таких же, по обязательному списку, выданному в школе внучке. По верху обложки изображена линеечка, с делениями. «Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по литературному чтению. Что собираются измерять в области литературы с помощью линейки? Вероятно, путь, оставшийся до ЕГЭ. На обложке так и обозначено: «К ЕГЭ шаг за шагом». Не к знаниям, не к открытиям – а всё к тому же единственному мерилу всей школьной жизни – ЕГЭ. Третий класс – пора! А может быть, линейкой измерить глубину необразованности и небрежности, имеющих место кое-где в наших образовательных структурах?

Внучка показывает один из абзацев этого КИМа: «Напиши по нескольку произведений этих писателей (Н. Носов, В. Драгунский)…» (стр. 54).

– Надо ведь сказать – не произведений, а названий произведений? – говорит ученица 3-го класса. И действительно, произведения-то никак не уместятся на нескольких строчках, расположенных после задания «написать по нескольку…».

Так же коряво звучит задание: «Стрелками соедини автора с его произведением» (стр. 46). Как это возможно на практике – соединить автора с произведением – не объясняют. Видимо, методистам трудно сообразить, что «соединить» легче не автора, а его фамилию, и не с произведением, а с названием…

А вот ещё одна загадка из теста 2, вариант 2 (стр. 7). Вопрос: «Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?» И далее следует выбрать из «1) надоедливая 2) короткая 3) неинтересная 4) докучная». По-моему, ничего из предложенного выбрать нельзя, и при чём здесь это «как называется», если речь идёт вовсе не о названии? И впрямь – неожиданно…

Мелкие языковые и смысловые небрежности по всей тетради. То задание не отделено от самого текста, то просто хороший детский писатель назван великим и т.д. Зато подсчитано количество слов в «Текстах для диагностики усвоения прочитанного».

Вся эта страшноватая терминология пропущена через несколько солидных фильтров: «Издание допущено к использованию в образовательном процессе….», «издание соответствует требованиям ФГОС НОО на основании сертификата…», есть ещё и рецензент. Это произведение составителя Кутявиной С.В., изданное ООО «ВАКО» в 2013 году, «адресовано учителям, ученикам, их родителям и всем, кому необходимо закрепить и систематизировать знания» (интересно, кому бы это ещё «необходимо», кроме перечисленных категорий?). Пожалуй, Минобрнауки. Там знания явно не измерены и не систематизированы.


Тэги: Школа
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Ефремова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

    23.03.2022
  • Опасения реальны

    06.10.2021
  • Урок классика

    12.09.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Школа для будущих звезд

    09.04.2021
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • Милость к падшим или предательство?

    53 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS