Да, конца противостоянию не видно. Уже совершенно очевидно, что противоречия носят настолько системный характер, что всякого рода круглые столы могут проводиться лишь для отвода глаз. Противостоящие политические силы практически равны и совершенно непримиримы. Понимая это, серьёзные аналитики совершенно открыто (что ещё недавно квалифицировалось как государственное преступление) начинают определять на карте Украины местоположение двух, а то и трёх новых государств. Например, говорят и пишут о некой Южно-Восточной республике и «Украинской Украине». Причём всё больше граждан признают возможность такой перспективы, особенно как альтернативы гражданской войне в центре Европы.
Во многом это – из-за политических «мин замедленного действия», в разное время вмонтированных в здание украинской власти недавней политической реформой, практически уравнявшей полномочия президента и премьера. Когда выяснилось, что и оставшихся полномочий главы государства вполне достаточно, чтобы довольно эффективно противостоять правительству. Выглядит это следующим образом: не успеет кабинет принять решение о создании единой энергетической компании, призванной навести порядок в этой непростой сфере накануне зимы, как президент своим указом тут же отменяет его.
Или же – ситуация с попыткой взять под контроль пресловутый «Укрспецэкспорт», занимающийся продажей вооружений на сотни миллионов долларов ежегодно. (Промысел этот, как и газовые дела, традиционно был зоной влияния президента Кучмы, бывшего, как известно, до прихода в политику оборонщиком. Именно здесь издавна образовалась «чёрная дыра», где бесследно исчезали миллиарды долларов, никак не отражаясь в госбюджете). Когда кабинет Януковича попытался взять под свой контроль расходы и доходы «Укрспецэкспорта», президент Ющенко, не раз публично осуждавший методы работы своего предшественника, категорически этому воспротивился, ссылаясь на секретные государственные интересы. Правда, давно известно, что госсредства наиболее успешно растворяются именно в атмосфере секретности. Нагнетаемую, например, Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), который и курирует продажу отечественного оружия за рубеж.
Что это за кураторство, наглядно показывают многочисленные скандалы, связанные с продажей «изделий» украинского оборонпрома – то «Кольчуги», то ракеты, то танки с самолётами, то ещё что-то погорячее. Советская оборонка оставила украинскому руководству богатый набор возможностей для дестабилизации обстановки во многих уголках земного шара. Например, вновь обсуждается вопрос о продаже Грузии очередной партии танков, содержащих в своих системах немало российских лицензионных узлов и деталей, не предназначенных для продажи в третьи страны, тем более в горячие точки.
Понятно, глава украинского СНБО, он же президент Украины Виктор Ющенко, – личный друг Михо Саакашвили. Но достаточный ли это повод для того, чтобы поставлять оружие Тбилиси? Подобные вопросы было бы гораздо сподручнее решать на открытых заседаниях правительства или парламента в условиях гласности и свободной дискуссии, а не в стенах закрытого, не предусмотренного Конституцией совета (который многие в шутку называют «узким кругом ограниченных людей»)… Ещё Наполеон предупреждал: нельзя править, сидя на штыках. Подобным же образом общественной и экономической жизнью государства нельзя руководить через орган, единолично созданный президентом для функционирования в чрезвычайных обстоятельствах, но вмешивающийся во все сферы общественной жизни.
Судя по всему, такое положение вещей вполне устраивает Виктора Ющенко. Зато его не устраивает возросшая роль Кабмина. Но, видимо, нынешнему президенту сложно расстаться с привычками, усвоенными ещё при бывшем шефе: когда глава государства говорит – все прочие берут под козырёк. Но если тогда был один центр власти (президент), то теперь их образовалось целых три: парламент, правительство и президент. Причём похоже, что наиболее неуютно в этом властном треугольнике чувствует себя именно глава государства, а потому и пытается поломать систему, затеяв внеочередные парламентские выборы.
У президента просто нет выбора. Так и не найдя себе места, он попросту дублирует функции правительства. В украинских СМИ прямо указывается на существование в президентском секретариате «теневого» или даже оппозиционного кабинета министров, активно вмешивающегося в дела Кабмина настоящего. Получается, что одна из ветвей государственной власти – исполнительная – просто раскололась на две части, которые и ведут борьбу между собой. Ситуация противоестественная. Реальная ситуация такова, что при сильном, активно работающем премьере, опирающемся на большинство в парламенте, невольно возникает вопрос: а для чего нужен президент? Учить учёных? Помогать тем, кому делать нечего? В такой ситуации, когда президент не может определить круг своих полномочий (увы, опыт Украины это подтверждает), сам институт президентства начинает играть дестабилизирующую роль. Ведь если опасности не существует – велик соблазн её придумать. Особенно если оказываешься в положении третьего лишнего.