У моего отца, Александра Житомирского, было немало наград, полученных во время и после войны, премий, призов и дипломов за творчество, звание «Народный художник России». Но, мне кажется, более всего он гордился «дипломом» от Геббельса – в годы Второй мировой его имя под № 3 (после Эренбурга и Левитана) было внесено министром пропаганды фашистской Германии в список личных врагов. Список был украшен многообещающей шапкой «Найти и повесить!».
Главному пропагандисту рейха очень досаждали фотомонтажи А. Житомирского, которые в виде миллионов листовок сыпались с самолётов и из болванок артиллерийских снарядов на головы немецких солдат. Секрет воздействия этих малоформатных фотоплакатов состоял не только в их документальности, но и в том, что они никогда не были направлены против солдата, человека подневольного, а подводили его к мысли, что истинные его враги не по ту, а по эту сторону фронта – в Берлине.
…Он приехал из Ростова в Москву, когда ему было 18 лет. Быстро освоился во многих редакциях, стал делать выразительные иллюстрации, а затем и карикатуры. Появились заказы на плакаты. И тут он ощутил, что убедительность может придать использование документа, фотографии. Когда увидит в газете немецких рабочих «AIZ» политические фотомонтажи Джона Хартфильда, то поймёт, что готов идти вслед за таким мастером. Житомирский стал постоянным покупателем этого издания, дотошно рассматривал каждую работу. К несчастью, накопленный потенциал вскоре будет востребован: наступил июнь 1941-го. Сотрудники журнала «Фронтовая иллюстрация» (до начала войны и после её окончания – «Иллюстрированная газета»), в числе которых был и Александр Житомирский, получили задание срочно подготовить макет нового издания, предназначенного для немецких солдат. Спустя сорок минут на свет появился макет контрпропагандистского Front-Illustrierte. Отец был и художником-оформителем, и автором фотомонтажных иллюстраций, которые стали печататься ещё и миллионным тиражом в виде листовок.
В послевоенное время он продолжал делать фотомонтажи – началась холодная война. Одновременно оформлял и иллюстрировал книги, оставаясь при этом более сорока лет главным художником журнала «Советский Союз». И всё же звёздным часом стала для него работа в годы войны. Именно она внесла его имя в антологии и фундаментальные исследования. Принесла, не к ночи будет сказано, и «диплом» от Геббельса.