Третий век ожидания, или История одного музея
Успешна и посещаема музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», уважаем профессионалами утончённо-интеллектуальный Литературный музей И.С. Тургенева в Орле, недавно открыт Музей И.С. Тургенева в Москве на Остоженке. И только тургеневский музей в родовой усадьбе писателя – селе Тургеневе – отнюдь не на пике популярности, гибнет приусадебный парк, разрушается храм. Почему? Попробуем разобраться…
ВЕК ПЕРВЫЙ.
«Я, дворянин Тульской губернии…»
Отец И.С. Тургенева принадлежал к тульскому дворянству, соответственно и сам Иван Сергеевич документально сообщал о себе: «Я, дворянин Тульской губернии…» Родовое имение Тургеневых – Тургенево – располагалось в Чернском уезде Тульской губернии. Известное всему образованному миру Спасское-Лутовиново находилось рядом, в соседней Орловской губернии. Иван Сергеевич, бывая на родине, жил в основном в Спасском, но частенько навещал и Тургенево. В «Записках охотника» густо рассыпаны названия близлежащих окрестностей села, где жили, работали, охотились колоритные прототипы тургеневских персонажей. В 1919 году господский дом Тургеневых сгорел, но частично сохранилось здание бывшей бумажной фабрики, в котором писатель жил несколько месяцев 1850 года, где создал жемчужину «Записок» – рассказ «Певцы» – и задумал всемирно известный «Бежин луг».
Ещё при жизни писателя местная интеллигенция, духовенство осознавали свой высокий статус земляков И.С. Тургенева и культивировали это чувство избранности и, следовательно, ответственности среди крестьян. Образованные, культурные люди – учителя и священники – трепетно собирали материалы, связанные с историей села, записывали фольклор. Ученикам Тургеневской школы (в этом году школе – 135 лет!) преподаватели говорили о почётной миссии – быть земляками всемирно известного писателя, таким образом стимулируя желание крестьянских детей получать образование.
Воспоминания старожилов села о Тургеневых и усадьбе, краеведческие материалы и страстное желание жителей увековечить память писателя определили постановку вопроса о создании Музея И.С. Тургенева.
ВЕК ВТОРОЙ.
На фоне общего единодушия
В 1933 году на фундаменте сгоревшего барского дома было построено новое здание Тургеневской средней школы. Музей И.С. Тургенева планировали организовать в здании зимнего флигеля (бывшей бумажной фабрики). Директор Тургеневской средней школы ещё в 1919 году начертил масштабный план флигеля с указанием внутреннего расположения комнат, каминов, балкона и проч. с целью создания будущего музея (здание к тому моменту было частично разрушено изнутри).
В 1938 году на президиуме Чернского райисполкома был обсуждён доклад на тему «Об организации в Тургеневе очага культуры памяти И.С. Тургенева». Наряду со строительством больницы, электростанции и проч. предполагалось «…организовать филиал Тургеневского музея и осуществить насаждение парка». Президиум утвердил в основном этот проект, но внедрить его в жизнь помешала война…
В 1976 году на педагогическом совете Тургеневской средней школы постановили возобновить организацию музея в здании бумажной фабрики, воссоздали внутреннее расположение комнат. Но школа разрасталась и остро нуждалась в помещениях, используя здание фабрики то в качестве интерната, то в качестве школьной столовой. Таким образом, на балансе комитета по образованию МО «Чернский район» здание находилось вплоть до 1999 года.
В 1999 году районные власти в очередной раз поставили вопрос о сохранении памятников культуры Чернского района в связи с выходом приказа о музеях и музейных ценностях тогдашнего главы администрации Тульской области В.А. Стародубцева. В селе Тургеневе состоялось совместное заседание учёного совета Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», работников культуры г. Орла, ответственных лиц администраций Тульской области и Чернского района, видных краеведов и тургеневедов. Повестка дня – мемориализация усадебного комплекса с. Тургенева. Как следует из протокола заседания, выступавшие и с орловской, и с тульской стороны сошлись во мнении возродить усадьбу в с. Тургеневе, призвав на помощь опыт и возможности «Спасского-Лутовинова». На фоне общего единодушия постановили: «Считать 20 мая 1999 года днём основания филиала музея-заповедника».
ВЕК ТРЕТИЙ.
О патриотизме «в отдельно взятом районе»
Последовало благополучное продолжение. Получив официальное «добро» от Чернской администрации, «Спасское» в течение полутора лет организовало работы по реставрации здания бумажной фабрики до состояния, годного к эксплуатации; научные сотрудники подготовили тематико-экспозиционный план; была произведена прочистка парка и фруктового сада, приведена в порядок прицерковная территория; начата подготовка документации для реставрации каретного сарая, конюшни, церкви. Впервые за многие десятилетия проступили очертания сосновых и липовых аллей парка, цветочных клумб. Местная инициативная группа учителей собрала и передала в «Спасское» материалы из семейных архивов, вещи местных жителей, интересные с точки зрения краеведения.
Однако 20.02.2000 г. постано-влением № 2–105 глава Чернского района отменил постановление о безвозмездной передаче зданий памятников культуры «Спасскому» «…в связи с несоответствием действующему законодательству». Не будем вдаваться в де-юре, де-факто Тургеневский музей стал филиалом Чернского краеведческого музея. Истинной же причиной для выхода постановления было нежелание главы администрации передавать памятники культуры, находящиеся на Тульской земле, орловчанам. Позиционировал, дескать, Иван Сергеевич себя дворянином Тульской губернии? Позиционировал! И нечего в этой связи орловским товарищам выполнять лишнюю работу, сами справимся, мол!
Прошло семь лет с момента выхода этого «судьбоносного» постановления. Что сделано за эти годы? Чернский краеведческий музей создал экспозицию для молодого филиала, выставлены экспонаты, отражающие быт, культуру крестьян эпохи Тургенева. «Мы сделали, что могли», – говорят сотрудники Чернского краеведческого музея, профессионалы своего дела. И именно как профессионалы они понимают, что утюгов и лаптей для музея-усадьбы всемирно известного писателя маловато. В парковой зоне (назвать это парком сегодня, увы, невозможно) снова заросли аллеи и клумбы, лишь смутно угадываются очертания центральной аллеи сада, который пребывает в девственном запустении. А в барской купальне, выложенной, между прочим, кафелем, по-прежнему «барствуют» болотные лягушки. Посетителей музея крайне мало, так как нет налаженного туристического маршрута. К ежегодному Тургеневскому празднику работники администрации села, клуба, вооружившись косами и граблями, стараются привести в относительный порядок то, что есть.
Правда, отремонтировали каретный сарай, обновили музейный фасад весьма неожиданным цветом, соорудили стилизованную площадку «а-ля рюс» для проведения праздников перед зданием музея. Кстати, если придерживаться исторической точности, то у центрального входа в здание должны красоваться два гипсовых льва в натуральную величину. Милый заборчик из молодого березняка как альтернатива гипсовым львам – что ж, в рамках краеведческого музея это вполне допустимо за неимением большего.
И что самое страшное: на глазах разрушаются остатки великолепного тургеневского храма!!! Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы отличалась изысканной красотой не только снаружи, но и внутри, ведь росписью стен занимались, например, известный русский художник Г.Г. Мясоедов, другие художники Санкт-Петербургской академии художеств. Факт участия известных художников в росписи стен наряду с принадлежностью к усадьбе великого писателя делают тургеневский храм объектом особо пристального внимания Министерства культуры, соответствующих ведомств.
Была предпринята попытка реставрации храма, что называется, своими силами. Дело кончилось трагедией – пострадал человек. Работы прекращены по сей день.
Действия противников передачи тургеневских объектов «Спасскому» продиктованы, на их взгляд, благими намерениями и соображениями патриотизма «в отдельно взятом районе». Но как можно делить патриотизм на чернский, тульский, орловский и т.д.! Иван Сергеевич Тургенев – личность планетарного масштаба, и наше общее дело – и туляков, и орловчан – сберечь то бесценное, что ещё можно сберечь!
На сегодняшний день возможностей для эффективного возрождения усадьбы больше у «Спасского-Лутовинова». Это прежде всего государственное финансирование, опыт тургеневедов. Да и разумно было бы объединить в один мемориальный комплекс две тургеневские усадьбы (всего-то 18 вёрст напрямки!), создав живописнейший туристический маршрут, плюс Бежин луг и Колотовка. Не говорю о том, сколько рабочих мест получит местное население в наше трудное время! И – храм! Давайте скорее спасать храм!
И.С. Тургенев, как модно сейчас выражаться, «пиарил» русскую литературу за рубежом – переводил, финансировал и т.д., олицетворял собой Россию для европейских деятелей культуры своего времени, влиял на формирование мнений о России и русских в Европе. Так что туляки и орловчане, а также их московские единомышленники, помните – на нас смотрит Европа!
, ТУРГЕНЕВО–МОСКВА